
Свобода лучше несвободы
В Новокузнецке освободили от «рабства» восьмерых человек. А суд освободил «рабовладельцев» из-под стражи.
Самый, пожалуй, громкий скандал в Кузбассе последних дней связан с выявлением криминального бизнеса с использованием принудительного труда невольников. Не сказать, чтобы такой бизнес являлся чем-то невиданным и неслыханным, но ряд моментов действительно шокировал.
Впрочем, обо всём по порядку.
В пятницу главк полиции распространил оперативную съёмку из Новокузнецка: силовики в камуфляже и масках проникают в какие-то неприглядные помещения, открывая последовательно три запертые металлические двери. За последней в помещении с низким потолком и кучами хлама находится восемь мужчин. Обитатели «катакомб» недоверчиво смотрят на неожиданных гостей и явно опасаются что-то говорить под видеокамеру, несмотря на наводящие вопросы… Потом некоторые, что посмелее, заявляют, что, конечно, находятся тут не по своей воле и хотели бы уйти.
Официальный комментарий ГУ МВД КО: «В рамках федерального оперативно-профилактического мероприятия «Розыск» полицейские установили, что пропавший без вести в январе текущего года 47летний местный житель находится в одном из строений в городе Новокузнецке.
Оперативники совместно с коллегами из регионального Управления ФСБ России и Росгвардии проникли в запертое помещение, расположенное на цокольном этаже гаражного бокса. Там они обнаружили восьмерых человек в возрасте от 33 до 49 лет, двое из которых разыскивались по заявлениям родственников как пропавшие без вести.
В результате дальнейших оперативно-розыскных мероприятий по подозрению в совершении данного преступления задержаны трое местных жителей, которые для дальнейшего разбирательства были доставлены в УМВД России по г. Новокузнецку.
Предварительно установлено, что в период с 2012 по 2025 год злоумышленники незаконно удерживали не менее девяти человек. Мужчины и женщины использовались в качестве работников по сбору металла на городских свалках. Одной из женщин удалось убежать и рассказать обо всём знакомым.
Следственными органами возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью второй статьи 127 УК РФ».
На следующий день появилось ещё более странное сообщение. Ряд СМИ проинформировал, что суд в Новокузнецке… отпустил «рабовладельцев» из-под ареста. Некоторые комментаторы сделали акцент на то, что те являются мигрантами из Закавказья, с намёком на то, что судья проявил гуманизм «не просто так».
Известно, что в отношении организаторов криминального бизнеса возбуждено уголовное дело по статьям о незаконном лишении свободы, связанном с похищением человека, — п. «а, ж» ч. 2 ст. 127 Уголовного кодекса — и об использовании рабского труда — п. «а, г» ч. 2 ст. 127.2 УК РФ. Это довольно «тяжёлая» статья, предполагающая до пяти лет лишения свободы (в случае совершения преступления организованной группой, ч. 3 — до восьми лет).
По данным следствия, подозреваемые — трое мужчин в возрасте от 24 до 48 лет — держали людей в неволе с 2012 года. Изначально в рабстве оказались девять человек без постоянного места жительства, которые, по информации РБК, содержались в подвале гаража, расположенного на приусадебной территории дома на улице Сосновской в Новокузнецке (район Редакова. — Авт.).
Они были вынуждены выполнять работы, в частности, по сортировке мусора, за еду. За малейшие нарушения работы и режима содержания людей жестоко избивали и строго охраняли.
Впоследствии одной из женщин удалось сбежать и рассказать знакомым о произошедшем, что позволило силовикам выявить место заточения граждан и провести силовую операцию с освобождением «рабов» и задержанием «рабовладельцев».
Тем не менее суд не стал заключать организаторов группировки под стражу. Им назначили лишь запрет определённых действий — одну из наиболее мягких мер пресечения, предусмотренных УПК.
В воскресенье Следственный комитет РФ известил, что его глава Александр Бастрыкин, который, видимо, не меньше нашего изумился освобождению новокузнецких «рабовладельцев» из-под стражи, «дал поручение доложить о расследовании уголовного дела об использовании рабского труда». Тем более что органами следствия в суд направлялось ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, которое не было удовлетворено.
Бастрыкин поручил и. о. руководителя регионального СУ СК России А.М. Кустову «представить доклад о ходе расследования уголовного дела и собранной доказательственной базе, о причинах вынесения судебного решения, а также принять все предусмотренные законом меры по инициированию его обжалования», — сообщает Следком.
Фраза «Свобода лучше, чем несвобода» принадлежит Дмитрию Медведеву. Он сказал её, когда баллотировался в президенты в 2008 году, на Красноярском экономическом форуме. Об этом рассказала мне вчера Я-нейросеть. С добавкой: «Фраза «Свобода существует всегда. Достаточно заплатить за неё её цену» принадлежит Анри де Монтерлану. А фраза «Подлинное счастье стоит недорого: если за него приходится платить высокую цену, значит, это фальшивка» принадлежит Коко Шанель.
С Шанелью и Монтерланом встречаться не приходилось. В отличие от Медведева, с которым пересекался в те стародавние времена, когда он ещё на человека был похож. Тогда Дмитрий Анатольевич в ранге первого вице-премьера Правительства РФ прибыл в Кемерово, где его всемерно пытался обаять губернатор Аман Тулеев, в то время как разбитые по пулам журналисты терпеливо ждали по разным локациям подхода вип-гостя… Сам гость, ещё не привыкший к тому времени к такому вниманию, вёл себя тогда весьма скованно и от прямого диалога с прессой уклонился.
Когда Медведева назначили куратором «нацпроектов» (помните?), для меня стало очевидно, что претендентом номер один на должность Президента России в 2008 году среди двух первых вице-премьеров правительства Фрадкова (в то время аналогичную должность занимал и Сергей Иванов) является всё-таки Медведев. В статусе куратора Дмитрий Анатольевич и приезжал в тот раз в Кузбасс, осматривая плоды «нацпроектовской» деятельности.
И в ходе предвыборной кампании, и в период президентства в 2008 — 2012 годах Дмитрий Медведев показывал себя вполне таким либералом с прогрессивными взглядами. Куда чего подевалось?..
Новость с вскрытием в Новокузнецке рабовладельческого бизнеса дала импульс бурным дискуссиям в сети Интернет о мотивации людей на согласие быть рабами, о степени внутренней свободы наших сограждан, о роли государства…
Со своей стороны хотел бы заметить, что отказ от сопротивления давлению «сверху», от протеста в отношении возмутительных и дискриминационных мер, пассивное согласие с авторитаризмом власти и с тем, что «от нас ничего не зависит», с понятием свободы соотносится слабо.
Свободы, которая, безусловно, лучше несвободы. Даже если приходится за неё платить.