Новости

По деревянным мосткам в прошлое

Этот бревенчатый домик на Левом берегу (Кирова, 102) сразу обращает на себя внимание. Башенки, обшитые зеленым деревянным гонтом под черепицу, кружевные карнизы, причудливые окна, хоть и пластиковые, но тоже в деревянных резных наличниках различной формы, замысловатые слуховые окна с треугольными фронтонами на крыше… Здание Г-образное, примерно в середине встроена кирпичная башня-брандмауэр, предназначенная для воспрепятствования распространению огня на соседние части постройки, но арочные окна и островерхая крыша придают этой башне вид загадочного средневекового замка.
Крыльцо главного входа домика венчает вывеска «Бизнес-центр». В нем ютится, судя по вывескам, множество фирм, но в городе это здание, когда-то входившее в систему «Южкузбасслага», по-прежнему называют «ВД-30». Хотя само учреждение в 90-х перестало существовать, городок, с многочисленными деревянными строениями, где были жилые двухэтажные дома, ведомственная больница, столовая, детский садик, магазин, пошивочная мастерская и даже клуб, постепенно снесли. От деревянного городка, специально выстроенного для сотрудников и нужд ВД-30 к концу 40х годов, сохранился до наших дней только этот бревенчатый домик, бывшая контора учреждения.
Интересный факт. Архитектором этого здания был репрессированный в 1937 году Павел Николаевич Струков, сын известного в России московского архитектора, академика архитектуры Николая Дмитриевича Струкова. Павел Струков в ранге «врага народа» был до 1958 года, но это не мешало ему творить, и, судя по зданию ВД-30, он дал волю своей фантазии, благо что стройматериала — дерева — было предостаточно, учреждение контролировало несколько исправительно-трудовых лагерей на базе предприятий треста «Южкузбасслес» и занималось лесозаготовками, сплавом леса и деревообработкой, да и рабочей силы хватало.
А строил этот городок еще один выдающийся человек — грузин с греческими корнями, мечтавший о Сибири, Евстафий Федорович Кесов. По распределению, после окончания Грузинского политехнического института, он приехал в Новокузнецк. Был мастером на «лагерных» объектах, строил временные здания и сооружения, мосты, причалы, дороги. В 60-е годы возглавил институт «Кузбассгражданпроект».
Старожилы Левого берега, наверное, помнят деревянный клуб имени В.И. Ленина, который был очагом культуры ВД-30. Рассказывают, что в проект застройки городка он не входил, его возвели по распоряжению руководителя «Южкузбасслага» Ивана Ивановича Долгих. Когда высокое начальство узнало об этой «самодеятельности» и начало гневаться, Долгих пошел на хитрость, сказав, что клубу дано имя вождя пролетариата. И гнев унялся.
Как житель улицы Запорожской, первых домов, которые строились работниками КМК «хозспособом», я часто бывала в этом уютном клубе, где был крошечный буфет со всякими вкусностями и уютный зрительный зал. В клубе показывали все премьеры наряду с большими кинотеатрами города. А еще там устраивались спецпросмотры: сотрудники политотдела «оценивали» содержание зарубежных фильмов и рекомендовали их для широкого проката или отклоняли. Так, «спецпросмотр» «Греческой смоковницы» длился целый месяц. Когда клуб сгорел, жители очень жалели его и говорили, что это был намеренный поджог, чтобы очистить место под застройку.
И еще об одном объекте не могу умолчать. К зданию конторы с отдельным входом был присоединен вагончик, в котором располагалась редакция газеты ВД-30 «Трудовая честь». Всегда завидовала сотрудникам этого издания, письма им приходили мешками. Какие истории там описывали лагерные сидельцы — зачитаешься до слез! А еще присылали стихи — про жизнь и любовь, Родину и маму. Правда, и жалобы «гражданам начальникам» приходили мешками. От вагончика сейчас остались только фундамент и бетонные столбики, на которых он стоял.


Мы обошли все здание ВД-30: его территорию изрядно потеснили многоэтажки. Ничего не осталось от маленького тенистого садика, где сотрудники перекуривали в обед и нередко в летнюю пору отмечали «день чекиста» — зарплаты. С удовольствием мы прошлись по деревянным мосткам: когда-то они лежали по всему городку, сейчас ведут только к Центру неотложной стоматологической помощи и к ветлечебнице, расположившейся в одноэтажной пристройке к основному зданию.
И, конечно, заглянули в контору. Здесь как будто время остановилось. Те же деревянные скрипучие лестницы с потертыми ступеньками, шаткие перила с круглыми, гладкими от множества рук, набалдашниками, тот же запах старости. Внешне теремок конторы куда привлекательней. Жаль, что он так и не был отдан под музей и не поставлен на государственный учет, как памятник архитектуры, хотя об этом в 1991 году горсоветом и было принято решение.

Ольга Волкова. Александр Бокин (фото) Новости 27 Апр 2021 года 254 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.