Новости

Бизнес на распутье

На минувшей неделе мне довелось побывать на совещании по развитию пассажирских перевозок в Новокузнецке. Правда, формат был не вполне привычен: проблему обсуждали не чиновники, а перевозчики, относящиеся к частному бизнесу, работающие в данной сфере.

Были представители “Лиги перевозчиков” (совещание проходило у них в офисе), “АвтоЛайна”, ИП “Писарев С.Н.”, ИП “Корзинкин В.А.” и ИП “Апушев Т.Х.”. В общей сложности в эти пять товариществ входит на текущий момент 230 из четырехсот автобусов частных предпринимателей, работающих в Новокузнецке, то есть большая их часть. Стоило прислушаться. 
Одна из наиболее тревожащих проблем — острая нехватка водителей категории “D”. Дефицит, по мнению бизнесменов, составляет порядка сорока процентов, причем нужда в водителях имеется и у частников, и у “муниципалов”. Порядка двухсот человек “с категорией в правах” могут быть трудоустроены хоть сегодня, но где их найти-то? Два училища в Новокузнецке готовили профессионалов еще в советские времена, но направления были ликвидированы. А предложения местным властям от предпринимателей по их восстановлению услышаны не были… ЦЗН кадры готовит, но крайне мало — что-то около десятка человек за год. 
Проблема обострится после введения закона об обязательном использовании тахографов (закон должен был начать действовать с 1 июля нынешнего года, но, очевидно, аховая ситуация, и не только в Новокузнецке, вынудила законодателя отложить начало действия на год, до июля 2020-го). 
Тахограф — аппарат, учитывающий режим работы водителя: выход на линию, перемещение по маршруту за баранкой, отдых, завершение трудового дня. Бездушному аппарату все равно, едет водитель с пассажирами или порожняком. После восьми часов работы он, водитель, должен прекратить производственную деятельность, вынуть из тахографа “ключ-флэшку” (без этого автобус не заведется) и отправиться восвояси. 
Не секрет, что утром на маршрут и вечером с конечной на место стоянки водителя никто не везет; он должен оставаться за рулем. При скрупулезном следовании закону и при контроле со стороны тахографа реально смена его будет длиться менее восьми часов. Переработал — заплатишь штраф, от одной до трех тысяч рублей, из своего водительского кармана!.. Представьте картину: пассажир ждёт на остановке, но автобус на полпути разворачивается и гонит на место стоянки — надо успевать… 
Водителей не хватает не только в частных предприятиях, но и в “муниципальных” (в кавычках, потому что ПАТП-1 и ПАТП-4, как мы помним, давно акционированы). По утверждению представителей частного бизнеса, около полусотни автобусов в ПАТП-4 стоят без движения. 
“УТиС проводит конкурс на социальные перевозки, заранее зная, что ПАТП не сможет обеспечить их транспортом. Часть автобусов стоит под забором в разобранном состоянии. Денег на ремонт нет. А привлечённые автобусы не соответствуют требованиям соцзаказа”, — заявила руководитель “АвтоЛайна” Евгения Корюкова. 
Так ли это и каков масштаб проблемы — судить сложно: в ПАТП-4 пояснения давать отказываются. Вчера, 9 сентября, я потратил немало времени для того, чтобы связаться с директором данного предприятия Андреем Опекуновым. И это, представьте, удалось: в конце концов он снял трубку телефона. Однако отвечать Андрей Юрьевич категорически отказался. 
Можно понять почему. Мы уже сообщали о скандале с этим замечательным предприятием. Комитет городского контроля выявил нарушения в части предоставления субсидий (статья “Куда утекают наши деньги?” в номере от 30 августа). Согласно информации в получившем огласку “представлении” от 25 июля текущего года, ПАТП-4 получает субсидию на осуществление перевозок по регулируемым тарифам, однако не выполняет их самостоятельно, а привлекает сторонний автотранспорт, что является нарушением условий предоставления субсидий. КГК потребовал, в частности, пресечь нарушения и предоставлять предприятию субсидии только за рейсы, осуществляемые “паповскими” автобусами, к тому же вернуть в бюджет 7,7 миллиона рублей неправомерно полученной субсидии. Управление по транспорту и связи, вместо того чтобы выполнить представление КГК, попыталось через арбитражный суд оспорить его. А покуда идет подготовка к суду, приостановить действие представления в качестве “обеспечительных мер”, то бишь дозволить ПАТП-4 перепоручать исполнение заказа третьим лицам, но при этом получать субсидию. 
Субсидия — это бюджетные средства, деньги налогоплательщиков, произвольно их использовать нельзя. В год на нужды транспорта расходуется, на минуточку, порядка восьмисот миллионов рублей из “нищего городского бюджета”. Насколько рационально и законно — смотри предыдущий абзац. 
Но и это не всё: уже после того как арбитраж аргументированно отказал ПАТП-4 в приостановлении действия представления КГК, ситуация, как можно понять, не исправилась. По информации участников совещания, на ряде маршрутов, обслуживаемых ПАТП-4 в рамках субсидированных перевозок, продолжают работать автобусы малой вместимости, принадлежащие частным перевозчикам. Каковы сегодня масштабы переданных перевозок и каков объем полученной за них субсидии, Андрей Опекунов разъяснить категорически отказался. А жаль. 
Расходование транспортниками средств без должного контроля, насколько я понимаю, продолжается и с введением “транспортной карты” МБУ “ЕЦОПП” — имеются в виду даже не средства муниципального бюджета (о них выше), а средства органов социальной защиты, выделяемые на компенсацию перевозки “федеральных льготников”. Несмотря на то, что одним из основных резонов введения электронного проезда был учет пассажиров данной категории (для предъявления к компенсации реальных затрат), нынешней системой электронного учета они никак не учитываются, карт для федеральных льготников не выпущено. Делайте выводы. 
Ну а что дальше? Какой будет транспортная сеть Новокузнецка через год, три, пять лет? Есть ли у города план развития транспорта? 
По мнению представителей бизнеса, нет. Недавно принятый “План комплексного развития транспортной инфраструктуры” (за который из городской казны, к слову, уплачено более двадцати миллионов рублей) таковым считать нельзя — это скорее декларация. Нужен-де новый “Документ планирования регулярных перевозок в границах Новокузнецкого городского округа” (прежний принят в 2016 году). Нужно совместное обсуждение аспектов. 
“Мы не можем действовать вслепую, покупать новые автобусы, заключать контракты, планировать свою деятельность, не зная, видит ли городская администрация в нас своих партнеров, намерена ли развивать сотрудничество”, — сообщила за всех сложившееся мнение руководитель “Лиги перевозчиков” Ольга Крылова. 
Другие участники совещания ссылались на опыт крупных городов Сибири, где отношение к частному бизнесу в корне иное, и выражали надежду, что первые лица в руководстве Новокузнецка тоже проявят ответственность и будут действовать в интересах горожан. 
Надежда умирает последней, не так ли?
Сергей Бабиков Новости 10 Сен 2019 года 328 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.