Культура

«ПроРок в Родном Отечестве»

Вышла замечательная книга «ПроРок в Родном Отечестве. История эстрадной культуры Новокузнецка 1960 — 2000». И если вы думаете, что это дежурный комплимент, глубоко заблуждаетесь. Берешь в руки эту книгу, точнее — даже фолиант (745 страниц формата А4), и чувствуешь — вещь! А уж когда открываешь ее и погружаешься в историю музыкальной культуры нашего города, то наступает настоящая нирвана. Статьи знакомят с городскими музыкантами, а фотографии (всего их — 2400) передают дух разных десятилетий. «ПроРок в Родном Отечестве» займет достойное место в вашей библиотеке, если вы действительно любите музыку.
Автор, известный в Новокузнецке исполнитель Сергей Ермаков, семь лет работал над книгой. Провел сотни интервью, изучил публикации в газетах разных лет, отсмотрел видеоматериалы и прослушал аудиозапиcи. В общем, проделал по-настоящему титаническую работу.
«В чем-то это авторский взгляд на музыкальную историю, попытка собрать воедино, зафиксировать явление, в котором слились массовая культура и музыкальное искусство, возникшее и в Новокузнецке в 1960-е годы с появлением феномена Beatles», — пишет Сергей Ермаков.
«Сергей Ермаков пишет о времени 1960 — 2000 годов, захватывая более полстолетия, связанного с именами более сотни музыкальных коллективов разных направлений, возникших и постепенно угасших. В этот период рок-музыка претерпела столько изменений, что стала основой написания многих книг. Но Ермакова (следует оценить это по достоинству) больше интересовали герои своего времени, те, кто выходил на городские концертные площадки, чтобы двинуть в массы личное понимание музыки (в книге повествуется не только о развитии рока, прежде всего воспроизводится широкая панорама молодежного движения в городе, на фоне которого шла эта эволюция», — пишет ответственный секретарь «Кузнецкого рабочего» Валерий Немиров.
Название книги взято не с потолка. «ПроРок в Родном Отечестве» — именно так называлась рубрика в «Кузнецком рабочем», которую вел Валерий Немиров. Не сосчитать, о скольких музыкантах и группах читатели узнали от мэтра журналистики. И не случайно наша газета была одним из информационных партнеров проекта.
Мы решили познакомить горожан с книгой. Естественно, всю ее напечатать на страницах газеты просто невозможно. Но на протяжении нескольких номеров будем публиковать выдержки из нее. Надеемся, вам понравится!

Культурная жизнь Новокузнецка 60-70-х
В середине 1960-х годов культурная жизнь Новокузнецка била ключом. Строились инфраструктурные объекты, создавались творческие коллективы. В каждом районе города функционировали дома культуры? При домах культуры создавались творческие коллективы, хоры, оркестры народных инструментов, духовые и симфонические оркестры, которые играли на танцах, выступали на разных мероприятиях. В городе работали три летние танцевальные площадки: в Саду металлургов Центрального района, в Саду металлургов Заводского района (нижняя площадка) и танцевальная площадка за кинотеатром «Берёзка» (верхняя площадка в Заводском районе принадлежала ДК «Комсомолец»).
Главным центром культурной жизни Новокузнецка в 60-е и 70-е являлся Дворец культуры и техники Кузнецкого металлургического комбината. Комбинат не жалел ни денег, ни сил, ни других ресурсов на содержание творческих коллективов.
В середине и конце 1960-х годов на танцевальных вечерах в домах культуры, на летних танцплощадках и в кинотеатрах перед сеансами играли многочисленные эстрадные оркестры и бэнды. В учебных заведениях и на предприятиях организовывались кружки музыкальной самодеятельности и духовые оркестры. В проектных институтах интеллигенция увлекалась поэзией и бардовской песней. А на Западе тем временем во всю разворачивалась битломания, которая в итоге не смогла обойти стороной и далёкий сибирский город Новокузнецк. Здесь стали появляться первые вокально-инструментальные ансамбли (ВИА). В основу репертуара входили песни советских композиторов, рок-н-роллы, твисты, произведения из репертуара The Beatles, в 1970е из репертуара ВИА «Песняры», «Самоцветы», «Синяя птица», «Весёлые ребята», а также Deep Purple, Uriah Heep, Shocking Blue и др.
Владимир Мулявин
История первых эстрадных бэндов (позже — вокально-инструментальных ансамблей, рок-групп) в Новокузнецке начинается с конца 1950-х годов, когда на советскую стройку Западно-Сибирского металлургического комбината со всей страны съезжались специалисты (рабочие и инженеры), комсомольцы. Среди них был и 18-летний Владимир Мулявин.
Да, тот самый, который в 1969 году основал ВИА «Песняры» в Минской филармонии. Кстати, официально считается, что именно с «Песняров» начался такой музыкальный эстрадный жанр, как ВИА. В 1958 году Владимир был отчислен из Свердловского музыкального училища за хроническую неуспеваемость и фанатичную любовь к джазу и отправился искать счастья в Новокузнецк на комсомольскую стройку Запсиба. Здесь Владимир играл в эстрадном оркестре кинотеатра «Коммунар», затем собрал свой бэнд и работал на танцплощадках Новокузнецка. Играл с Анатолием Тушковым (ударные), Виктором Абрамовым (труба), позже со Станиславом Польшаковым (гитара) и др.
Кстати, факт проживания в Новокузнецке Владимира Мулявина породил у многих горожан уверенность, что Мулявин — наш, новокузнецкий. На самом деле Владимир родом с Урала, из города Свердловска.
Вадим Беликов, «Биг-Бит мьюзик»
Проектный институт ВНИИГидроуголь в советское время в городе был одним из самых прогрессивных в культурном плане исследовательских институтов. Сотрудники учреждения, бывая в командировках, часто привозили с собой редкие по тем временам аудиозаписи, виниловые пластинки и книги. По кабинетам гуляли самиздатовские поэтические сборники и затертые до дыр звуковые ленты с записями Высоцкого, Галича, Окуджавы и Beatles. В актовом зале проводились творческие вечера, концерты, встречи с музыкантами, бардами и поэтами. Неудивительно, что именно в стенах ВНИИГидроугля в 1964 году появился первый в Новокузнецке ВИА. Основателем группы был известный в Новокузнецке музыкант и меломан Вадим Беликов .
С детства увлекался музыкой и вместе с братом Валерием брал частные уроки игры на фортепиано у Елизаветы Леонидовны Каневской. В школьные годы активно занимался пением, а уже будучи студентом, имея весьма крепкий баритон, удивлял сокурсников своими выступлениями на студенческих вечерах под аккомпанемент брата Валерия. Окончив институт, Вадим попал по распределению на одно из предприятий г. Новосибирска, но занятий музыкой не оставил, устроившись петь в хор Новосибирского театра оперы и балета. В 1963 году Вадим вернулся в Новокузнецк… Ещё работая в Новосибирске, он начал коллекционировать виниловые пластинки: джаз и рок-н-ролл. Часто выезжая в командировки, Вадим приобрёл обширные связи, что позволяло ему активно пополнять коллекцию дисков и приобретать качественную зарубежную аудитехнику. По возвращении в Новокузнецк он начал самостоятельно осваивать гитару, снимая гитарные партии и копируя манеру игры у Chuka Berry, Beatles и Rolling Stones. Именно произведения этих групп вошли в репертуар первого новокузнецкого ВИА во ВНИИГидроугле, который получил название «Биг-Бит мьюзик».
Вокруг Вадима собрались единомышленники. Звуковое оборудование, усилители, колонки изготовлялись самостоятельно. Прочитав в одном из журналов формулу расчёта ладов, Вадим самостоятельно изготовил электрогитару и бас-гитару. В 1968 году Вадим и Валерий Беликовы перебрались в ДК КМК. Руководство Дворца культуры, отметив современность музыкального звучания, решило рискнуть и пригласило ребят играть на танцах на летней площадке в Саду металлургов. Новоиспечённая группа получила название «Биг-Бит». В состав вошли: Вадим Беликов — клавиши, вокал, Валерий Беликов — бас, Евгений Павлов — гитара (экс-ВИА «Орион»), Сергей Чунарёв — ударные.

(На верхнем фото — ИА «Биг-Бит»: Сергей Чунарёв, Николай Пантюшин, Евгений Павлов, Вадим Беликов. ДК КМК, 1971 год )
Николай Пантюшин
Вадим Беликов вел активную переписку с единомышленниками по всей стране. Обменивался пластинками, информацией, самиздатовской литературой. В начале 1970 года в один из приходов на Главпочтамт за очередной корреспонденцией Вадим обратил внимание на очень стильного, одетого в расклешённые джинсы молодого человека с густыми длинными черными волосами. Парень получал на почте посылку с настоящими американскими пластинками. Стильным молодым человеком оказался Николай Пантюшин.
Николай родился в Сталинске, после окончания школы в 1965 году он уехал к родственникам в Киев, женился. Киев конца 1960-х годов был очень продвинутым в культурном отношении советским городом. Сюда приезжало много иностранцев. Гастролировали польские, болгарские и чешские ВИА. На одном из концертов Николай познакомился с Валерием Щербицким — сыном Владимира Щербицкого, первого секретаря ЦК КПУ. Через Валерия Николай приобщился к современной западной музыке Beatles, Doors, Led Zeppelin и др. А в 1968 году Валерий помог Николаю оказаться в международном лагере отдыха «Спутник», что на берегу Чёрного моря. В лагере отдыхала большая делегация из США. В один из теплых летних черноморских вечеров Николай Пантюшин, прогуливаясь по пляжу, напевал популярную мелодию из репертуара американской группы Bee Gees.Услышав знакомую мелодию, к Николаю подошёл американец польского происхождения Майкл Шиланский с вопросом: «Вы любите американскую музыку?»
Являлся ли Шиланский агентом ЦРУ или просто меломаном, сейчас выяснить уже невозможно, но завязался длинный, интересный разговор, в ходе которого Майкл предложил Николаю иногда посылать ему американские пластинки. Так Пантюшин стал регулярно, несколько раз в год, получать из Америки от Майкла посылки с пластинками. В начале 1970 года Николай по семейным обстоятельствам вернулся на родину в Новокузнецк. В один из весенних дней пришёл на почту получать очередную бандероль с винилом из Америки от Майкла. Тут-то и произошла эпохальная встреча двух стильных, увлеченных музыкой людей — Вадима Беликова и Николая Пантюшина. Благодаря Николаю и Майклу в Новокузнецк стали приходить новейшие настоящие американские пластинки таких исполнителей, как The Doors, Janis Joplin, Bob Dylan, Сreedence Сlearwater Revival и др.
Вспоминает Николай Пантюшин: «На почте за пластинку платилась госпошлина в размере 5 рублей. На барахолке такую пластинку можно было продать за 500 рублей. Но меня это совершенно не интересовало. Я просто любил музыку и собирал пластинки».
Случайная встреча на Главпочтамте переросла в дружбу, а затем и в музыкальный тандем. Вадим пригласил Николая петь в группу «Биг-Бит» в ДК КМК.
Николай обладал выдающимся вокалом. Кроме того, Пантюшин был очень артистичен, пластичен, часто эпатировал публику, чем вызывал бурный восторг у женской половины слушателей.
В начале 1970-х годов группу покинул гитарист Евгений Павлов, получивший приглашение присоединиться к ВИА «Эльфы» при Клубе строителей. Вакантное место гитариста занял Вадим Чунарёв, брат Сергея — барабанщика «Биг-Бит». Вадим Чунарёв был первым гитаристом в городе, который освоил модный «рокерский трюк»: играл на гитаре, держа её за спиной.
«Старая мельница», Юрий Судницкий
В начале 1973 года из-за разногласий с руководством музыканты «Биг-Бит» покидают ДК КМК. Новым местом базирования группы стал актовый зал заводского военкомата. В летний период группа играла на танцевальной площадке Заводского района за кинотеатром «Берёзка», которую делила с ВИА «Эльфы».
Новый проект получил название «Старая мельница». В состав вошли Вадим Беликов — вокал, клавиши, Валерий Беликов — бас-гитара, Александр Чунарёв — гитара, Юрий Судницкий — ударные. Юрий Судницкий на момент получения приглашения от Вадима работать в группе «Старая мельница» считался одним из лучших барабанщиков в городе.
К музыке приобщился ещё в школьные годы. Обучаясь в средней школе № 3, что на Верхней Островской, участвовал в школьном ВИА под руководством известного новокузнецкого педагога Ильи Михайловича Оршанского. В группе играли: Илья Оршанский — контрабас, Николай Зубарев — баян, Юрий Судницкий — ударные. Илья Михайлович и научил школьника Юру Судницкого играть на ударных инструментах. Юра оказался настолько талантлив, что в 1971 году, призвавшись на службу в армию на Курилы, сразу же угодил в военный оркестр, которым руководил известный в армейской среде дирижёр и музыкант Роман Ильич Пекарский. Роман Ильич поставил молодому Юрию профессиональный «удар», а после окончания службы предлагал Судницкому остаться в оркестре. Но в 1973 году Юрий предпочел вернуться на родину, в Новокузнецк. Здесь предложения посыпались как из рога изобилия. За год Судницкий поработал в эстрадно-симфоническом оркестре под управлением Игоря Зайцева в ДК ЗСМЗ, в духовом оркестре на ДОЗе, в оркестре ДК «Комсомолец» и в оркестре треста КМС под управлением Виктора Сучкова. И в итоге, к концу 1973 года, Юрий начал работу со «Старой мельницей». В 1974 году Александра Чунарёва сменил молодой креативный гитарист, музыкант-композитор Станислав Кудряшов. Звукорежиссером «Мельницы» стал перспективный младший брат Станислава — Геннадий Кудряшов.
Кроме виртуозного владения гитарой, Станислав отлично пел и на выступлениях иногда исполнял произведения собственного сочинения. На концертах Кудряшов часто вел себя экспрессивно, мог во время очередного гитарного «запила» упасть на колени. Лицо Станислава выражало множество эмоций — от удовольствия до боли и экстаза. Разумеется, такое поведение на сцене не соответствовало образу советского музыканта, и летом 1974 года в одной из городских газет вышла, пожалуй, одна из первых в городе статей, посвящённая вокально-инструментальным группам, где подробнейшим образом, в критической форме, что было в духе того времени, раскрывалась проблематика данного музыкального течения. Статья называлась по одноименной композиции, часто исполняемой «Старой мельницей», «Конфетки, бараночки». На первой полосе газеты красовалась фотография Станислава Кудряшова на коленях в гитарном экстазе. Эта статья сделала группу необычайно популярной: на танцевальной площадке за кинотеатром «Березка» всегда был аншлаг.

ВИА «Фантазия», стоят слева направо: Юрий Судницкий, Иван Педасов, Владимир Трубников, Александр Фомин, Владимир Сергеев — худ. руководитель, Станислав Кудряшов. Сидят: Геннадий Кудряшов, Сергей Дементьев, Анатолий Коломенко, 1977 г.

Тыну Ааре
В этом же 1974 году в музыкальной жизни Новокузнецка случилось ещё одно важное событие. В городе Новокузнецке проходил воинскую службу тогда ещё никому не известный парень из Эстонской ССР, будущий основатель популярного советского ВИА «Апельсин» (первая советская шоу-группа) Тыну Ааре. В один из теплых вечеров лета 1974 года молодой военнослужащий в форме, выше среднего роста вышел в увольнительное и прибыл на танцевальную площадку за кинотеатром Березка. В тот день на площадке работала «Старая мельница». Тыну в перерыве подошел к ребятам и предложил сыграть несколько произведений в стиле рок-н-ролл. Обсудив с Юрием Судницким и Валерием Беликовым, что и как играть, Тыну, одолжив гитару у Станислава Кудряшова, выдал такой рок-н-ролльный сет, что публика, пришедшая на танцы, просто растерялась и застыла в изумлении? Тыну Ааре был настолько всем интересен: и публике, и музыкантам, что Вадим Беликов приложил весь свой дипломатический талант и договорился-таки с начальником военной части, чтобы Тыну регулярно ходил в увольнительные и посещал танцевальную площадку. Через некоторое время отец выслал Тыну в Новокузнецк гитару фирмы Gibson, бонги, губную гармошку и тарелки Paiste. Все эти диковинные штуки произвели огромное впечатление на местную музыкальную общественность. В особенности завораживал легендарный Gibson. Такие инструменты новокузнецкие музыканты видели только на картинках и фотографиях с конвертов фирменных пластинок. Каждый приход Тыну на танцплощадку вызывал ажиотаж у публики. Музыканты собирались посмотреть, послушать и поучиться чему-нибудь?
После окончания летнего сезона, осенью 1974 года, Тыну Ааре демобилизовался и вернулся в родной Таллин, где и основал в конце года ВИА «Апельсин». Вспоминает Тыну Ааре: «C Новокузнецком у меня связано много приятных воспоминаний, остались здесь и друзья, и приятели. С особой теплотой вспоминаю Вадима и Валерия Беликовых, серьёзных людей, музыкантов высокой культуры, общение с которыми дало мне очень многое».

editor Культура 13 Июл 2021 года 250 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.