Культура

Художник чистой крови

-Утомительно это делать в таком серьезном возрасте — возить выставки. Красить еще хочется, а выставляться — мучение, - признался Николай Ротко. Он на днях получил свои восемьдесят с лишним холстов из Красноярска, где прошла его выставка в залах регионального отделения - Урал-Сибирь-Дальний Восток - Российской академии художеств.

126_13_2015.jpgОни ехали в Красноярск часов восемь. Сильнее устать, конечно, должна Ольга, жена:ведь это она была все время за рулем. Но не то, чтобы Николай привык жаловаться, и даже дело не только в возрасте и в немолодецком здоровье, а еще в том обязательном волнении автора: как-то примут сделанное им коллеги из академии, известные сибирские художники и искусствоведы, - все мэтры. Несмотря на давно заработанное имя, на опыт и многочисленные персональные выставки, даже за рубежом, в Англии, к примеру, а было такое, что он лет пять назад проехал со своей выставкой от Новокузнецка до Хабаровска как передвижник, нервное напряжение не отпускает. С этим волнением знаком каждый художник, каждый артист — в общем, любой человек творческой профессии.

Выставка была юбилейная, я бы сказала, та же, что год назад в залах нашего музея, если бы не было добавлено десятка новых холстов. Как и в Новокузнецком музее, экспозицию строила искусствовед Лариса Данилова, мастер этого дела. Развеска картин и в нашем музее была замечательная, а в залах академии, более просторных и светлых, прямо-таки роскошных, с романтическими арками, экспозиция получилась просто великолепная. Данилова, можно сказать, превзошла себя.

— Я некоторые работы совсем не узнал, - улыбается Николай Алексеевич.

Нам показывают записанное на пленку открытие (Ольга снимала и на фото, и на видео-камеру). Знаменитые сибирские художники Валентин Теплов, Николай Рыбаков, академик Покровский, бывший директор Института искусствознания Европы и Азии Игорь Светлов, искусствовед Елена Худоногова, директор Томского художественного музея Татьяна Микутская — в общем, серьезные специалисты. Не всех, наверное, и перечислила. Из Кузбасса никого, кроме Ларисы Даниловой, но она, можно сказать, участница проекта. И поздравлений из Новокузнецка и Кемерова нет, как нет пророка в своем отечестве.

Записываю с экрана, что успеваю.

— Спасибо, что ты есть. Ты большой, большой художник, - признавались женщины.

— Он выплеснул свой творческий регистр. Ротко ни с кем не перепутаешь. Это живописец чистой крови. Такому трудолюбию только позавидуешь, - говорили мужики. Кто-то из них особенно поражался его синим цветам.

В общем, это были не просто высокие оценки, а высокие оценки разбирающихся в живописи людей, знающих ее изнутри.

Как сказал мне Николай Ротко, вернисаж прошел на ура.

Мы пришли с Александром Бокиным к нему, возможно, не в самый удобный момент. Часть вернувшихся из Красноярска холстов висела на стенах мастерской. На мольбертах стояли три начатых холста, еще даже не в цвете. Как Николай сказал, у него более трехсот натянутых холстов. Мол, сколько заработал, все деньги потратил на холсты и краски. “Просто я рассчитывал на свои силы, когда был в форме”.

— Сколько смогу, столько напишу. Нереально хороших много написать. Ну, накрашу штук пятьдесят, — говорит Николай. — Вот отдохну после Красноярска и в ту мастерскую, что на КМК, отправлюсь.

Пожелаем ему здоровья и сил. Хоть и выматывают выставки, Николай Ротко собирается в следующем году сделать ее в Новосибирске.

Александр Бокин (фото)

Татьяна Тюрина Культура 01 Ноя 2015 года 1541 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.