Культура

И сердца горестных замет

146_30_2013.jpgВ выставочном пространстве Новокузнецкого муниципального банка (2-й этаж) продолжается ретроспектива живописи Анатолия Брызгунова, чьи картины безошибочно узнаются в контексте любых экспозиций.

Хотя уютная домашность и рукодельная декоративность таких ярких работ, как “Бабушка”, “Мама” (где мама любовно “срифмована” с орнаментом домотканых ковров из цветных тряпочек), триптих “Ванюша”, роскошная серия “Маки” и так далее доминируют, дополняясь почти идиллическими тщательно выполненными пейзажами с множеством замечательных подробностей (в духе русской пейзажной прозы) вроде “Ильинского храма” или “Ильинского поля”, или, быть может, изящно решающей чисто живописные задачи картинки с костерком на берегу реки, с чайником на поленьях и дымком, стелющемся над белесой от росы травой, не все в этом освоенном и тщательно обжитом мире художника так однозначно бесконфликтно.

146_29_2013.jpgКстати, — я немного отвлекусь — ретроспектива (взгляд назад, время вспять) должна была бы в какой-то степени дать некое понимание того, как изменялась художественная манера Анатолия Брызгунова. Самая ранняя, как я понял, работа, из представленных на выставке, — “Сухие бутылки” пятнадцатилетней давности. Если считать точкой отсчета, то, пожалуй, художник остается верен однажды выбранному стилю с упомянутой выше подчеркнутой декоративностью.

Однако и здесь не все так однозначно. Я имею в виду совершенно неожиданный в рамках этой выставки “Март на дворе” 2009 года, взахлеб написанный стремительными экспрессивными широкими мазками. Хочется спросить: “Что это было, товарищ художник?!”

146_28_2013.jpgИ уж абсолютным контрастом смотрится жесткая метафора вселенского апокалипсиса картина “Косари”, где полоумные косари выкашивают на ужасном поле, прорастающем погребальными крестами, все подчистую, включая ноги других косарей. Такой глубинный не подсмотренный ни у какого Сальвадора Дали русский сюр, написанный в 2010 году.

Или не менее метафоричная и шокирующая “Ностальгия по Родине” с корабликом, где под парус “канает” пачка “Беломорканала”, на которой, как известно, эти каналы были изображены (“И текли, куда надо, каналы, а потом, куда надо, впадали”, — Владимир Высоцкий), и плывущим рядом бумажным корабликом из тетрадного листа с домашним заданием.

Или вот — сидящий на ящике с наколкой “Север” и продающий вместе с сантехническим барахлом награды Отчизны… Можно тихо полюбоваться словно сошедшей со страницы детской книжки очаровательной “Бабушкой”.

Можно ужаснуться “Косарям” или задуматься о смысле бытия и несчастной Родине.

Но абсолютно нельзя пройти мимо этой выставки, прекрасной и в чисто живописном аспекте.

На фото вверху: лучшим своим произведением художник Анатолий Брызгунов называет сына Степана

Савва Михайлов Культура 20 Дек 2013 года 1782 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.