Публикации

«…и 105 неизвестных»

Мой отец, Ларин Иван Матвеевич, работал на Новокузнецком ликероводочном заводе непродолжительное время, перейдя туда с Кузнецкого металлургического комбината. В ноябре 1941 года тридцатилетним отец ушел добровольцем на фронт. Одновременно с ним ушли на фронт три его родных брата: Георгий, Василий и Федор. Вернулся с войны живым только Федор. Трое погибли.Наша семья получила извещение («похоронку») о том, что старший сержант Ларин Иван Матвеевич, командир отделения 1041-го стрелкового полка 87-й стрелковой дивизии погиб в бою за Родину 2 марта 1944 года.
Когда отец уходил на войну, нас у мамы было трое: мне, старшему, — пять, брату — три года и сестренке — два. Несмотря на то, что отец работал на НЛВЗ всего один год, завод не забывал семью своего работника, ушедшего на фронт, за что мы были очень благодарны. Летом завод предоставлял детям бесплатные путевки в пионерские лагеря — и снимал частично бремя забот с матери. Кроме того, нашей семье на заводе выдавали паек, включавший в себя водку, которая всегда служила валютой в России. Был в доме и денатурат — такая синяя жидкость, содержащая алкоголь. Ею мама натирала наши тела, когда мы простывали, и свои суставы. Нам, выросшим, до сих пор помнятся лакомства, выдаваемые заводом как семье фронтовика — фруктовые отжимки (пресные и несладкие). Мы в них находили орешки урюка, из которых добывали вкуснейшие зерна.
Мама, несмотря на официальное извещение о смерти мужа, продолжала ждать его: «Мало ли какие ошибки бывают…» Замуж вторично не выходила, растила и воспитывала детей одна. Всем дала образование: старшему сыну и младшей дочери — высшее, среднему сыну — два средних специальных. Этому способствовало и государство (учеба была бесплатной и качественной).
Похоронен наш отец на Украине, в селе Котовка (ныне Варваровка), в одной из шести братских могил на территории только одного села. Таков был результат жестоких боев, которые здесь шли.
После окончательного освобождения села (оно не раз занималось то немцами, то советскими войсками), жители собирали по полям погибших воинов и хоронили их в братских могилах. Не всех могли опознать, поэтому на мемориальных плитах всех шести братских могил наряду со званиями и фамилиями погибших, установленных по найденным документам, указано, например, так: «…и 105 неизвестных».
Директор Варваровской средней школы А.Д. Черномаз и его ученики — красные следопыты в 1968 году откликнулись на наш запрос и выслали фотографию обелиска — памятника на братской могиле. Позже мы с мамой и братом посетили братскую могилу, где похоронен отец. Все шесть могил были ухожены, чувствовалась душевная забота о них местных жителей. Каждый год на День Победы, 9 Мая в село съезжалось много людей, на открытом воздухе устанавливались столы с угощениями.
Нет уже в живых и мамы. Но для нашей семьи никто не забыт и ничто не забыто. И стихотворение «9 Мая 1945 года» я посвящаю маме. Вот строки из него:
В День Победы наша мама
Собрала своих ребят,
Семенной картошки малость
И пошла сажать опять.
Всю войну ее сажала…
Всю войну Его ждала…
Хоть при нем детей рожала —
Поднимала их одна.
Всех троих, почти погодков —
Предвоенный урожай —
Со скупой слезой и гордо:
Не подходь! Не унижай!
Для кормилицы-буренки
Выезжала на покос.
И не веря «похоронке»,
Все не верила в погост.
Все ждала… И терпеливо…
Забывала боль в труде.
И тоску ее глушила
Мысль — забота об еде.

Валерий Ларин Публикации 08 Май 2003 года 58 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.