Экономика

Требуется предсказуемость и стабильность

В пятницу, 13 апреля, на красноярской ТЭЦ-1 рухнула дымовая труба. Это не сводка происшествий и техногенных катастроф: трубу на станции ликвидировали направленным промышленным взрывом, предварительно укоротив 105 метров на 65 (рабочие разобрали ее верхушку постепенно), а затем разрушив оставшиеся 40 метров за считанные секунды.

Это был первый шаг, предпринятый Сибирской генерирующей компанией по проекту модернизации ТЭЦ-1. “В угоду экологической обстановке”, “решение в интересах жителей”, “знаменательное событие для красноярцев” — так оценивали снос трубы гости Красноярского экономического форума, который проходил в это время в краевом центре.

После расчистки площадки и утверждения проекта на станции будет возведена новая труба, высотой 270 метров (для сравнения: труба Кузнецкой ТЭЦ в Новокузнецке — 250 метров в высоту). А уже после этого будут снесены еще две трубы станции, высотой 105 и 120 метров, как не отвечающие требованиям экологической безопасности.

Все эти действия — часть комплексной экологической модернизации ТЭЦ-1, которая позволит сократить на четверть объем выбросов станции. Кроме этого, на ТЭЦ-1 будет обновлено основное оборудование и построен новый энергоблок ТЭЦ-3.

Большой проект модернизации системы теплоснабжения Красноярска с замещением малоэффективных и экологически вредных котельных (их “вклад” в объем выбросов в результате сжигания угля — около 80 процентов) генеральный директор СГК Михаил Кузнецов представил в ходе роуд-шоу “Енисейская Сибирь: приоритетные инвестиционные проекты” на площадке Красноярского экономического форума. Здесь крупные игроки на сибирском рынке (такие “тяжеловесы” как “Норильский никель” или “Полюс”) презентовали свои проекты развития экономики региона — от агропромышленного парка и технологической долины до крупного авиатранспортного узла и строительства железнодорожной магистрали.

“Наиболее сложный в техническом плане проект, несущий серьезные риски и вызовы для нас, — это замещение большого количества котельных, которые по-прежнему являются значимыми в тепловом хозяйстве Красноярска, — рассказал в ходе презентации генеральный директор СГК. — Сегодня после строительства автомобильного моста (через Енисей. — Авт.) мы получили техническую возможность идти на северо- запад и мощностями ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 заместить существующие котельные, обеспечив развитие для строительства нового жилья. В качестве доказательства состоятельности компании, ее способности решить эти проблемы могу привести следующие цифры: мы планируем две очереди, каждую по 200 Гкал часового отпуска. Чтобы было понятно, это объем тепла, который нужен, чтобы отапливать жилье для 150 тысяч человек. За последние три года нами замещено около 600 Гкал. И, смею вас заверить, нам по плечу задачи дальнейшего углубления этой работы и дальнейшего замещения. Мы как компания показали свою техническую состоятельность и способность решать проблемы подобного уровня”.

033_03_2017.jpg

Стенд Сибирской генерирующей компании стал центральным на площадке КЭФ-2018. Красноярский инвестпроект СГК был представлен в трехмерном пространстве, с максимально реалистичной достоверностью показывающий, каким образом компания предлагает модернизировать систему теплоснабжения в городе, где предприятия Сибирской генерирующей обеспечивают теплом более 80 процентов населения. По словам Михаила Варфоломеевича, проект позволяет работать на опережение: уже сейчас инфраструктура города-миллионника близка к исчерпанию, со строительством новых жилых кварталов потребуются новые мощности электрической и тепловой энергии, а недостаточный уровень тарифа на тепло вызывает “недоремонты” и прогрессирующий износ теплового оборудования. “Чтобы все их решить одним ударом, у нас выработана комплексная программа, включающая 10-миллиардные инвестиции в город Красноярск”, — подтвердил Михаил Кузнецов.

Кстати, проблемы Красноярска в общем и целом схожи с проблемами любого сибирского города: высокий износ оборудования (и главное — тепловых сетей!), недостаток средств на реализацию полноценных ремонтных программ, растущие потребности в ресурсах с одной стороны и избыток мощностей — с другой, неблагоприятная экологическая обстановка…

В Новокузнецке давно обсуждается проект СГК с замещением Центральной ТЭЦ мощностями Кузнецкой станции, а Красноярск уже стоит на пороге выполнения подобной программы. И даже мост, по которому можно проложить трубопровод на другой берег реки, практически построен. “К сожалению, у Новокузнецка гораздо меньше шансов получить инвестиции, чем в Красноярске, — констатировал в ходе пресс-конференции руководитель СГК. — В Новокузнецке наша инвестиционная деятельность сейчас парализована, так как почти половину тарифа оплачивает бюджет и делает это нерегулярно. Убивает всю экономику. Мы даже не очень понимаем, как считать наши финансовые модели, которые работают во всех остальных городах. Постоянное откладывание решения этого вопроса делает все наши инвестпроекты все менее и менее реальными. На идею, как можно было бы решить проблему города, заместив Центральную ТЭЦ, я потратил достаточно много моего личного времени. И отказываться от этого проекта будет очень обидно. Мы по-прежнему надеемся, что этот вопрос так или иначе решится и мы куда-нибудь двинемся. Но пока что в нынешнем состоянии для нас это невозможно”.

Кроме того — и это проблема практически всех регионов присутствия СГК — существующий тариф на отопление не позволяет инвестору рассчитывать на возврат вложенных средств. Механизмы тарифообразования, перспективного для инвестирования, созданы — это метод альтернативной котельной, модель эталонных тарифов и другие, но на деле они еще далеки от реализации, во многом — по политическим причинам. Стало быть, и бизнес неохотно вкладывает деньги в коммунальную инфраструктуру, не имея четких гарантий их возврата. А при необходимости ежегодного утверждения тарифов регулятором и нестабильной нормативно-правовой базе трудно предвидеть даже примерный срок их окупаемости.

“Это главное условие, чтобы начать реализацию программы, — считает Михаил Кузнецов. — Мы компания, которая производит продукцию по ценам, жестко определяемым каждый год. И не имея определенности, возможности просчитать эту цену на десятилетие вперед, мы не сможем начать инвестировать. Проекты, о которых я говорю, имеют горизонт возврата денег в лучшем случае 9 лет. А в худшем — намного больше. Метод альтернативной котельной даст нам предсказуемость и стабильность, которые позволят реализовать наши проекты”. 
Ольга Бодрова Экономика 26 Апр 2018 года 2190 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.