Экономика

Копить или тратить? Вот в чём вопрос

088_03_2012.jpgГрядет новый этап пенсионной реформы. Вот уже более месяца заинтересованная публика с нескрываемым любопытством просматривает сводки на эту тему с поля битвы, развернувшейся в столице — как в правительственных кругах, так и в среде экспертов. Несложно понять, почему эта проблема стала актуальной на данном историческом этапе развития страны. Кормить пенсионеров, которых с каждым месяцем становится все больше и больше в процентном отношении к работающим гражданам, при ныне существующей системе государству все труднее. Словом, выборы минули, и правительство может предъявить всю нелицеприятную правду о действительном положении в Пенфонде, публично обсуждать туманные перспективы дальнейшего обеспечения тех, кого иногда называют “благодарный электорат”.

Пресс-центром регионального отделения Пенсионного фонда нам были предоставлены некоторые красноречивые цифры: в Кемеровской области сегодня насчитывается более 851 тысячи пенсионеров, из которых 275 228 человек входят в категорию лиц, получивших это право на льготных условиях. То есть те, кто был наделен данным статусом раньше общепринятого законодательством пенсионного возраста (60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин), составляют едва ли не треть от общего количества. Точными цифрами о доле “досрочников” среди пенсионеров Новокузнецка не располагаю, но, по косвенным данным (по отдельным районам), она даже несколько выше, чем в среднем по Кузбассу. В городе металлургов и шахтеров иначе быть не может.

И еще одна цифра к размышлению: по итогам переписи населения-2010 количество жителей в Кузбассе с начала “нулевых” сократилось. Полтора года назад нас было 2 миллиона 763 тысячи человек. Сомневаюсь, что с того времени у нас случился бум рождаемости. Мощных миграционных потоков вроде тоже не наблюдалось. Как ни крути, получается, что почти каждый третий житель области — пенсионер. В целом по России население будет “помоложе”, но излишне говорить, что демографическая проблема в стране в целом остается актуальной. Это так — штрих к фону картины. А сама она вполне ясна — денег в Пенсионном фонде на покрытие нужд не хватает, в результате чего уже в прошлом году немалая сумма для покрытия дефицита этой организации позаимствована из бюджета страны. Тем не менее, сложно объяснить недавнее обещание новоиспеченного премьера повысить к 2015 года пенсии по сравнению с нынешними аж на 45 процентов. Неужели решение уже найдено, и вскоре мы будем о нем извещены?

Обозреватели пытаются любую информацию, поступающую на эту тему из недр правительства, разобрать “по косточкам”, потому что, судя по всему, час “Х” не заставит себя долго ждать, и уже с 1 января 2013 года обсуждаемые новшества могут обрести свое воплощение. А о том, что Госдума быстро справится с предложенными нововведениями, вернувшись из отпуска, сомневаться не приходится. Понятно, что о повышении пенсионного возраста в ближайшие годы не может идти речь - об этом в ходе предвыборных дебатов довольно ясно сказал избранный президент. Конечно, в нашей стране “в силу сложившихся обстоятельств” любой тезис может быть неправильно понят и воспринят, но ведь не так быстро. К тому же, повышая пенсионный порог в стране, где считается зазорным приглашать на работу специалистов старше 45 лет, следует отдавать себе отчет в том, что таким образом можно лишь “перевыполнить план” по количеству безработных старшего возраста.

Как следует из различных источников, довольно бурные дебаты развернулись вокруг накопительной части сумм, отчисляемых работодателями в Пенсионный фонд. Будто бы с инициативой упразднить отчисления на благополучие будущих пенсионеров, реализуя право на благополучие нынешних, выступило недавно созданное Минтруда. Деньги эти, мол, все равно неэффективно используются, вложены они, в основном, в государственные ценные бумаги, создавая, тем самым, замкнутый пассивный круг.

Критики возражают: лишить людей права идти к цивилизованной старости цивилизованным же путем — катастрофическая ошибка, которая никогда не приблизит нас к правилу, рекомендуемому МОТ: человек, проработавший не менее 30 лет, должен получать не менее 40 процентов своей зарплаты. Государству такую лямку, не угробив напрочь налогами бизнес, явно не вытянуть.

Судя по последним сообщениям, вице-премьер Ольга Голодец предложила компромиссное решение — не вовсе упразднять накопительную составляющую, а сократить ее с 6 процентов до 2-х. То есть, из 22 процентов от фонда оплаты труда, перечисляемых сегодня работодателями в Пенсионный фонд, лишь 2 могли бы идти на накопительную часть, а 4 процента — прямиком на сегодняшние нужды. Составят сегодня эти 4 процента одномоментно 270 миллиардов рублей и позволят закрыть дефицитную брешь, а там посмотрим…

Снимет ли данное предложение существующие разногласия в верхах — поглядим. Но предложение кажется действительно заслуживающим внимания. Правда, если только говорить о сегодняшнем дне, а не о будущем страны и ее жителей. Но вот один из комментариев экономиста: “На 2 процента ничего не сделаешь. Это смешно!” - возмущен научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин.

Еще раз оцените приведенные выше цифры, потому что очередной рассматриваемый вариант покрытия дефицита пенсионных денег — сокращение списка льготников, доставшегося российскому законодательству в наследство от СССР, а также возможное перенесение этой части затрат на работодателя.

Речь идет не только о металлургах и шахтерах, хотя жителей нашего города по понятным причинам эта составляющая полемики волнует больше всего. “Вредников”, как называют эту часть льготников, сегодня в стране около 10 миллионов человек. Понятно, что с теми, кто до сего момента уже оформил пенсию, не поторгуешься, но вот тем, кому грозит удовольствие оказаться в их числе в ближайшее время, необходимо внимательно следить за баталиями.

Предложение не снижать барьер пенсионного возраста, а материально компенсировать работу в условиях Крайнего Севера и в целом на вредных производствах привлекательно, но только в отдаленной перспективе. Как работодатель может сегодня компенсировать шахтеру 20 лет, проведенных в забое, чтобы отправить человека на пенсию в 60, представить невозможно. Есть принятые однажды сторонами “правила игры”, на которые партнеры согласились, и менять их только потому, что один из них “устал” выполнять эти условия, вряд ли возможно.

Очень сомнительным выглядит и вариант перераспределения нагрузки с Пенсионного фонда на работодателя, оставив пока незыблемым досрочный выход на пенсию. Заманчиво — нет слов, только кто ж на это из сильных мира сего согласится? Аргумент топ-менеджмента в диалоге с правительством может быть тот же самый: “Мы так не договаривались”.

Рассматривается возможность ограничения досрочного выхода на пенсию и представителей других профессий — сотрудников МЧС, правоохранительных органов, военных, чиновников… Кстати, число специалистов, которые имеют право на льготный выход на пенсию, по некоторым оценкам, даже без учета силовиков составляет 3,2 миллиона человек. А это почти 300 миллиардов рублей ежегодно.

В заключение еще несколько цифр для размышления о сути дискуссии, о поиске устраивающего всех решения. Сегодняшняя средняя пенсия в стране составляет 9817 рублей. По “плану Медведева” прежде, чем достичь озвученной отметки в 2015 году 14 500 рублей, ее необходимо поэтапно индексировать в ближайшие два года. В 2013 году она должна будет составить 10 670 рублей, в 2014-м — 11 630.

При существующем ныне положении вещей в следующем году дефицит бюджета в Пенфонде составит почти треть от необходимых 6 триллионов рублей.

Фактически средний возраст выхода на пенсию в стране составляет 49 лет у мужчин и 48 лет у женщин. Среднестатистический представитель сильной половины человечества живет в нашей стране, по различным данным, от 59,1 до 64,3 лет, на 13-18 лет больше него радуются солнечному свету женщины.

Максим Часовских Экономика 31 Июл 2012 года 1624 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.