Экономика

Деньги будут, но только на реальные проекты

На прошлой неделе в Новокузнецке произошло событие, к которому долго готовились, — состоялась стратегическая сессия “Моногорода: вперед!”. В ней приняли участие 227 представителей муниципальных образований, имеющих статус моногорода, — из Ярославской, Новосибирской, Ленинградской, Омской областей, Красноярского края, Хакасии и других регионов. И, конечно, Кузбасса, который можно назвать “монорегионом”.

Как сказал врио губернатора Кемеровской области Сергей Цивилёв, принявший участие в открытии сессии, для Кузбасса это очень важное событие: “Мы имеем 24 моногорода, и, как субъект Российской Федерации, Кузбасс — “номер один” по количеству моногородов”. Сомнительное достижение, учитывая, что чуть ли не с первого дня на посту главы региона Цивилёв декларирует цель — чтобы Кузбасс стал регионом номер один за Уралом, но, разумеется, с другим, противоположным знаком.

Приветствуя участников стратегической сессии, генеральный директор Фонда развития моногородов Ирина Макиева подвела итоги работы регионов со времени прошлогодней сессии: “Кемеровская область достигла высоких показателей в выполнении задач, которые были поставлены в рамках национального приоритета. Рабочие места, машины “скорой помощи”, программа “Пять шагов благоустройства” — выполнено. Территория опережающего развития — выполнено и ждем еще новых проектов”. А депутат Госдумы Дмитрий Исламов в свою очередь оценил эффективность программы поддержки моногородов: “Программа полезная и, на мой взгляд, одна из самых эффективных программ в России по развитию территории. Нам понравилось обучение глав городов в Сколково, понравилось получать деньги на инфраструктуру, на благоустройство и очень понравились деньги на переселение из ветхого и аварийного жилья. Очень хорошо, если бы были средства на инфраструктуру для развития самих городов”.

И началась работа. После постановки целей, задач и прогнозирования ожидаемых результатов участники сессии работали в шести группах, представив в итоге презентации своих предложений решения проблем моногородов по нескольким направлениям. Например, в группе “Жилье и городская среда. Безопасные качественные автомобильные дороги” предложили создать постоянно действующую программу по переселению из ветхого и аварийного жилья, федеральную целевую программу строительства инфраструктуры для нового жилфонда и определять объективный спрос на строящееся коммерческое жилье. В сфере развития городской среды прозвучало предложение о реновации заброшенных промышленных площадок и превращении их в общественные пространства. А с разрушением дорог предложено бороться с помощью логистических центров на въезде в город, которые позволили бы перераспределять большие грузы на малый грузовой транспорт.

В блоке “Образование. Наука. Культура” участники внесли предложения по цифровизации образования, формированию центров компетенции для педагогов с привлечением внешних тьюторов в качестве образовательного десанта, созданию центров для одаренных детей, открытию культурно-спортивных комплексов и разработке событийного календаря для каждого города. Кстати, подростки, прибывшие из Ленинска-Кузнецкого тоже высказались по поводу того, что они хотели бы видеть в своем городе: беговые дорожки, библиотечные зоны без “вай-фай” и места для занятия хобби. Вот такой запрос от молодежи…

В группе “Здравоохранение. Демография. Экология” предложили увеличить квоты на платные места в медицинских институтах, чтобы ликвидировать дефицит квалифицированных медицинских работников в городах, создавать информационные ресурсы, пропагандирующие здоровый образ жизни, и доступные площадки для занятия физкультурой, разработать целевую программу привлекательности родного города (участники сессии посчитали, что это поможет снизить отток населения из городов и улучшить демографическую ситуацию). Для решения проблем экологии предложено по методу кнута и пряника заставить промышленные предприятия перейти на наилучшие доступные технологии и использовать очистное оборудование, создать целевые программы рекультивации нарушенных земель и “зеленые пояса” вокруг городов. Но прежде всего — формировать экологическое мировоззрение у горожан.

Участники, работавшие в группе “Цифровая экономика. “Умный” город” предложили автоматизировать процессы взаимодействия между органами власти, бизнесом и жителями, создать цифровое местное самоуправление с вовлечением граждан в активную деятельность по управлению многоквартирными домами (неужели когда-нибудь можно будет высказываться о повышении тарифов на содержание жилья, не выходя из квартиры?) и национальную систему межличностных коммуникаций. А также — разработать готовые решения для “умного” города с использованием всех известных способов сделать его таковым.

Инициативы рабочей группы “Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы” касались совершенствования системы взаиморасчетов между крупнейшими заказчиками МСП путем отсрочки платежей не более 30 дней, создания коммуникационных площадок для взаимодействия с властью. Кроме того, было предложено предусмотреть налоговые преференции и льготы для малого и среднего бизнеса и самозанятых граждан, чтобы вывести их из “тени”.

В группе по направлению “Инструменты территориального планирования. Вовлечение граждан в решение проблем моногорода и работа с населением” предложили разработать и внедрить практику создания городских внебюджетных фондов, аккумулирующих ресурсы для реализации стратегии города, а также создать рейтинг депутатского корпуса по работе с горожанами.

Подводя итоги работы, генеральный директор Фонда поддержки моногородов Ирина Макиева отметила: “Для себя записала целую страницу того, что услышала, на что нужно обратить внимание. Мне очень понравилось предложение о создании городских внебюджетных фондов. Идея отличная! Здесь какой-то “микс” поддержки местных инициатив граждан, вовлечения их в принятие решений и увязка с проектами городской среды. Одно предложение сразу породило цепочку, как можно дальше двигаться. Мне очень понравилось, что прошла встреча с тинейджерами абсолютно по другому вопросу, а мы вышли на развитие городов. Мне кажется, что моногорода и команды не доработали: внутри варились, писали планы развития, а с этой возрастной категорией не поработали. Она просто выпала из внимания. А все то, что мы делаем, будет запущено через два-три-пять лет. И мы увидим результат. Я уезжаю с большим заданием все переработать”.

В ходе работы сессии были встречи с инвесторами (по словам Ирины Макиевой, за закрытыми дверями: “деньги любят тишину”). В основном обсуждались проекты в сфере туризма. Особенно подробно — проект развития Шерегеша, в котором примут участие пять городов Кемеровской области. “Если говорить о выживаемости этих проектов, то два требуют существенной доработки и находятся на стадии формирования бизнес-плана, — рассказала Ирина Владимировна в ходе пресс-конференции после окончания пленарной сессии. — Но сделать проект, не имея ни рубля в кармане, невозможно. И вопросы были заданы напрямую — сколько собственных средств, заемных и обращались бы инвесторы в какие-либо банки, потому что банки сразу отсекают те проекты, которые нереализуемы. Думаю, мы сэкономили друг другу много времени, говоря начистоту. Важно не создавать обманчивые ожидания. Можно прийти в администрацию и говорить об этом проекте несколько лет. А когда пойдешь глубже, то понимаешь, что этот проект не может жить. Сегодня такие удобные и неудобные вопросы были подняты. В основном это проекты в сфере туризма. Территория красивая, туристов много. Но проблема — как добираться в Шерегеш? Аэропорта нет. Пока едешь по трассе — устанешь. Там отдохнул, обратно поехал — уже устал. Мы эти вопросы специально обостряли, чтобы этот проект действительно стал успешным.

Инвесторам, которые хотят что-то реализовать, нужна инфраструктура — дороги, сети, вода, тепло, энергия. И мы подробно говорили, кому какая инфраструктура нужна. Потому что функция фонда — финансировать объекты инфраструктуры моногородов, которые потом лягут на баланс либо муниципалитета, либо региона. По одному проекту пакет документов должны представить уже в сентябре. Практически по каждому проекту мы отрабатывали сроки и сколько это стоит. Два проекта — на 2019 год. И еще пара проектов — мы посчитали, что даже в 2019 году они не будут готовы. Под это мы должны внутри фонда забронировать некий ресурс, чтобы после разработки документации эта заявка была подхвачена и финансовые решения были приняты. Заявка от моногородов Кузбасса на инфраструктуру на 2018 — 2019 годы — на сумму порядка двух миллиардов рублей”.

Кстати, об эффективности программы может говорить тот факт, что первые города уже в августе — сентябре покинут список моногородов (сейчас в нем 319 российских городов) как добившиеся результатов — устойчивой экономики. До конца года приставки “моно” лишится не менее 18 муниципальных образований. И, возможно, это будет один из моногородов Кузбасса.

Ольга Осипова, Александр Бокин (фото) Экономика 14 Авг 2018 года 848 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.