Экономика

Дефицит и резерв

Кадровый резерв в России достигает 7,5% от нынешнего числа трудящихся, а в зависимости от региона доходит до 40%. К таким выводам пришли специалисты аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
Аналитики использовали данные выборочного обследования рабочей силы, которое каждый месяц опросным методом проводит Росстат. Ежемесячная выборка составляет около 77 тысяч человек в возрасте от 15 лет. Результаты опроса распространяются на все население обследуемого возраста. Кроме того, были использованы данные Роструда о количестве открытых вакансий на российских предприятиях.
Под кадровым резервом специалисты подразумевают группу не работающих, но желающих работать граждан, в которую суммарно входят три категории населения.
Во-первых, безработные — в 2023 году их численность в России составила 2,4 миллиона человек. «В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ), Росстат к этой категории относит граждан в возрасте старше 15 лет, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно трем критериям: а) не имели работы (доходного занятия); б) занимались поиском работы в течение последних четырех недель (способы могут быть разные: с помощью обращения в службы занятости, размещения резюме, использования личных связей, организации собственного предприятия и т.д.); в) были готовы приступить к работе в обследуемую неделю, — отмечают аналитики FinExpertiza. — Также в составе безработных учитываются учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, ищущие работу и готовые к ней приступить».
Во-вторых, «потенциальная рабочая сила» — лица в возрасте 15 лет и старше, которые в течение обследуемой недели не рассматриваются ни как занятые, ни как безработные. Они либо ищут работу, но не готовы сразу к ней приступить, либо не ищут работу, но готовы приступить к ней. «Потенциальная рабочая сила» одновременно отвечает только двум из трех критериев МОТ, и к этой категории относят 697 тысяч человек.
В-третьих, люди, желающие работать, но работу не ищущие и не готовые приступить к ней. Эта категория отвечает только одному критерию МОТ, и таких в стране 2,4 миллиона человек.
Таким образом, по данным аналитической службы, в 2023 году в России насчитывалось свыше 5,5 миллиона человек, желающих трудиться, но по различным причинам не трудоустроенных, — на 587,8 тысячи, или на 9,6% меньше, чем в 2022-м. «Если сравнить число россиян, входящих в кадровый резерв, с численностью трудящихся, то в 2023 году желающие работать, но нетрудоустроенные граждане в среднем составляли 7,5% от числа занятых, — говорится в отчете аналитиков. — Наиболее показательное соотношение было зафиксировано в Ингушетии — 39,1%, то есть «резервистов» было всего лишь в 2,6 раза меньше, чем занятых. Чуть меньший показатель у Дагестана (отношение кадрового резерва к трудоустроенным составляет 30,3%, то есть не работающих, но желающих в 3,3 раз меньше, чем занятых). Далее следуют Тыва (21,9%), Республика Алтай (21,1%), Чечня (18,6%), Бурятия (18,3%), Кабардино-Балкария (16,6%), Еврейская автономная область (14,1%), Забайкальский край (13,8%) и Северная Осетия (13,7%). Преимущественно это аграрные регионы с низкими зарплатами, но высокими уровнями безработицы и неформальной занятости».
А минимальное отношение кадрового резерва к количеству трудящихся фиксировалось в Санкт-Петербурге — 2,6%, или только 82 тысячи не трудоустроенных, но желающих работать граждан на 3,2 миллиона работающих. Также весьма небольшим этот показатель был в Тульской (3,2%), Саратовской (3,4%) областях, на Чукотке (3,6%), в Кировской области (3,7%) и Крыму (4,1%). Замыкают десятку столица, Ханты-Мансийский автономный округ и Астраханская область (по 4,6%), а также Ярославская область (4,7%): в основном это высоко- и среднеразвитые регионы, считают аналитики.
Если взглянуть на показатели Кузбасса, приведенные в отдельной таблице, то в 2023 году кадровый резерв в регионе составлял 126 095 человек. Занятых же было 1 190 966 человек. Отношение кадрового резерва к числу занятых — 10,6%. При это соотношение кадрового резерва к количеству вакансий (потребность работодателей была чуть более 41 тысячи работников) составило 3 человека на одну вакансию. То есть «закрыть» потребность в людях, заняв вакантные рабочие места на предприятиях и в организациях, можно было легко. Видимо, вопрос всё же не в количестве, а в качестве?
Как отмечают аналитики, наибольшая масса незадействованных кадров сосредоточена в далеко не самом густонаселенном регионе — Дагестане: 389,7 тысячи человек, или 7% от общероссийского показателя. По числу людей, входящих в кадровый резерв, республика обогнала каждый из регионов Московской агломерации: в Подмосковье граждан, желающих работать, было 333 тысячи человек, или 6%, непосредственно в столице чуть меньше — 328,3 тысячи человек, или 5,9%. Остается только гадать — на какие средства живут все эти «резервисты», свободные от работы?
Далее с большим отрывом следуют Ростовская область (183,8 тысячи человек, или 3,3% от общероссийского значения), Свердловская область (154,1 тысячи человек, или 2,8%), Краснодарский край (153,1 тысячи человек, или 2,8%), Иркутская область (138,4 тысячи человек, или 2,5%), Кемеровская область (126,1 тысячи человек, или 2,3%), Новосибирская область (121,5 тысячи человек, или 2,2%), а также Ставропольский край (116,3 тысячи человек, или 2,1% от общероссийского показателя).
А меньше всего «резервистов» сосредоточено на Чукотке — всего 1,1 тысячи человек, в Ненецком автономном округе (2,3 тысячи), в Магаданской области (5,7 тысячи), в Калмыкии (9,4 тысячи), в Еврейской автономной области (9,9 тысячи), в Камчатском крае (11 тысяч), в Сахалинской области (14,1 тысячи человек), а Ямало-Ненецком автономном округе (14,5 тысячи), Костромской области (16,5 тысячи) и Республике Алтай (17,7 тысячи человек). Это малонаселенные регионы, относящиеся (за исключением Калмыкии и Костромской области) к Крайнему Северу либо приравненным к нему территориям, для которых характерны высокие заработки на фоне высокого уровня занятости населения.
«По данным Роструда, в среднем в 2023 году работодателям не хватало 1,85 миллиона сотрудников. В свою очередь кадровый резерв, состоящий на 43% из официальных безработных и на 57% из не работающих, но рассматривающих такую возможность россиян, насчитывает 5,5 миллиона человек. Таким образом, в целом по стране на каждую открытую вакансию могли бы претендовать по три человека, входящих в кадровый резерв. Следует учитывать, что многие из «потенциальных сотрудников», не готовых по различным причинам приступить к работе сегодня, завтра, с учетом фиксируемой в России минимальной безработицы, смогут реализоваться на рынке труда. Кроме того, за пределами экономически активного населения еще остается колоссальное число россиян трудоспособного возраста, вовсе не выразивших желания работать, — 11,8 миллиона человек», — уточняет президент FinExpertiza Елена Трубникова.
При этом на прошлой неделе «Парламентская газета», сообщая о заседании «круглого стола» «Дефицит рабочих кадров: пути решения», процитировала главу Комитета Совета Федерации по социальной политике Елену Перминову. Та заявила, что уровень безработицы в стране рекордно низкий, поэтому экономика остро нуждается в людях, а особенную потребность в кадрах испытывают воссоединенные регионы. Перминова отметила, что в период пандемии значительно сократилось количество рабочих мест, росла безработица. «Сегодня же уровень безработицы находится на своем историческом минимуме: по итогам 2023 года безработица была 2,9 процента, а в марте текущего года достигла рекордно низкого уровня — 2,7 процента», — сказала сенатор. И добавила, что российская экономика остро нуждается в людях. Все включились в борьбу за профессионалов, хотя раньше шла речь только об отдельных отраслях экономики и регионах. «Сложившаяся ситуация вызывает тревогу, учитывая демографические тренды и общий геополитический фон», — сказала сенатор.
А вот и ответ на вопрос об источниках средств к существованию! Как сообщают аналитики, максимальное число потенциальных соискателей из кадрового резерва на одно рабочее место было зафиксировано в том же Дагестане — 205 человек на одну вакансию. Далее с большим отрывом следуют Ингушетия (88 человек на место), Чечня (56 человек), Северная Осетия (27 человек), Кабардино-Балкария (21 человек), Тыва (18 человек), Карачаево-Черкесия (12 человек), Республика Алтай (10 человек), Севастополь (7 человек) и Томская область (6 человек). «Это небогатые регионы преимущественно с высокими уровнями безработицы и большим количеством занятых в неформальном секторе, — отмечают специалисты. — Поэтому, несмотря на возможность высокой конкуренции, важно понимать, что значительная доля этих «потенциальных соискателей» все же получает неофициальный заработок, трудясь на малых предприятиях, в семейном бизнесе, на сезонных работах и т.д. При этом пособие по безработице они рассматривают как значимое подспорье».
А в других регионах, напротив, количество открытых вакансий превышало имеющийся в регионах кадровый резерв. В Амурской и Тульской областях на одного соискателя приходилось по 1,3 вакансии, в Ямало-Ненецком автономном округе — 1,1 места на соискателя. Чукотский автономный округ стал единственным регионом, где дефицит сотрудников сравнялся с кадровым резервом. Также минимальное соотношение числа потенциальных соискателей с предложением труда фиксировалось в Кировской области (1,1 соискателя на место), Еврейской автономной области (1,2 соискателя на место), Мурманской области (1,3 соискателя на место), Саратовской, Нижегородской и Сахалинской областях (по 1,5 соискателя на место).

Ольга Осипова. Александр Бокин (фото) Экономика 28 Май 2024 года 133 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.