С любовью к соотечественникам
В выставочном зале на Октябрьском, 6, открылась выставка Анатолия Брызгунова, одного из замечательных новокузнецких художников, участника выставок не только городских, но и областных, региональных, всесоюзных и зарубежных. С успехом занимается Анатолий и художественным проектированием, и декоративно-монументальным и прикладным искусством. Работал в Германии, в Куксхафене по международному обмену. В общем, личность яркая, разнообразно талантливая.
Двадцать три работы представлены им в экспозиции на Октябрьском, 6. Большинство из них известны любителям вернисажей. Некоторые из этих произведений успешно прошли на региональных выставках в Омске, Красноярске. О художнике, пишущем пейзаж, говорят как о человеке, горячо любящим свой край. Пейзажи Брызгунова, выполненные мастерски с применением лессировки и других сложных приемов письма, напоены воздухом. Покоряют ощущением мироздания (“Метель”, “Ильинские поля”, “Над холмами” и другие). Глядя на эти зовущие в даль просторы, понимаешь, что автор не просто патриот, но и философ. Он мог бы заниматься одним этим жанром и считаться хорошим живописцем. Но Анатолия беспокоит жизнь людей, имеющих возможность пройти по этим полям, живущих недалеко от них, но красоты не замечающих. Не хочется переходить на официальный слог — “социальная тема” и т.д. Анатолий по возрасту не мог быть на войне (его год рождения 1960-й), а по здоровью не служил в армии, но его сверстникам достался Афганистан. И деды Анатолия погибли на фронтах Великой Отечественной войны. И потому он настойчиво пишет картины о том, как живется ветеранам сейчас. В картине “Социальный рынок” мужчина продает разную бытовую мелочь (смеситель для ванны, что-то еще) и свои медали. На заднем плане жилой квартал. Художник крупно дал руки, ноги в “шлёпках”, но ветеран без головы. Словно фотографический брак. “Почему?” — спрашиваю Анатолия. “С головой было бы еще страшнее”, — ответил он мне.
Художнику больно глядеть на жизнь, на своих сограждан, на свою Родину (“Ностальгия на Родине”, “Амнистия”). Да почему глядеть? Он сам живет здесь и сейчас. И эта бередящая его душу тема тоже выражение его любви к своей стране, к землякам. В произведении “Третья стоя” с поднятыми рюмками стоят трое мужчин — представители трех поколений: ветеран Отечественной войны, мужчина, воевавший в Афгане, и третий, избежавший этой участи. На экране включенного телевизора — программа “Вести”.
Художник равно хорошо работает и в академической манере, и в декоративной. Мне радостно и за сотрудников выставочного зала, и, конечно, за тех, кто придет посмотреть работы художника, скажем так, первого ряда.