Мнение

Градообразующая отрасль

Уже тридцать лет живем в другой стране. На первый взгляд вроде бы ничего и не произошло. В городе появляются новые улицы, скверы, благоустраиваются общественные пространства, насколько это позволяет бюджет. Заметно в лучшую сторону изменилась работа различных городских служб, особенно работа городского транспорта, и это очень важно для такого огромного по территории Новокузнецка. Совершенно другой стала торговая сеть с многочисленными торговыми центрами, просто несравнимая с недавним временем. Создана обширная сфера услуг, мощная сервисная инфраструктура.

Если бы к этой динамике можно было прибавить промышленную динамику прошлого времени… И не нужно было бы всех этих перемен, которые уже тридцать лет с большими трудностями переживаем так, что в конечном итоге возникла необходимость внесения поправок в Конституцию.

Давайте остановимся на том, что мы потеряли в этой перестройке. По моему убеждению, самой большой потерей для всей страны и в частности для нашего города была смена многовекового государственного приоритета развития далеких окраин огромной страны на чудовищную централизацию, направленную на развитие двух городских мегаполисов: Москвы и Санкт-Петербурга. Этот приоритет породил экономический и демографический спад остальных территорий России. Огромные промышленные активы потерял Кузбасс, и самые большие потери произошли в Новокузнецке. Откровенно надо сказать, что остатки промышленного потенциала держатся на старом заделе, но время неумолимо истощает и этот задел.

Вспомним, что было в городе сделано за первую индустриализацию и военные годы, за тридцать лет послевоенной индустриализации и за тридцать лет нового времени, и не только в индустрии, но и в фундаментальной социальной инфраструктуре. Большой потерей для города был абсолютный уход государства из металлургии. А ведь металлургия в нашей стране всегда была государственной. Сделаем исторический экскурс в национальную и зарубежную металлургию.

В далекие годы (1771) на территории современного Прокопьевского района появляется (казенный) первый в Кузбассе Томский железоделательный завод, за ним Гавриловский, позже Гурьевский (в то время казенными были только заводы военные и горнорудные металлургические). Позже строятся легендарный Кузнецкий, Западно-Сибирский металлургические заводы, алюминиевый, ферросплавный.

Зарубежная металлургия. В 1977 году модернизируется и строится новая металлургия США, объявляется государственная программа “Ренессанс” (возрождение) — образец и классический пример взаимодействия государства, бизнеса и некоммерческих организаций в становлении базовой отрасли промышленности. При этом создаются новые отрасли: тяжелое машиностроение, станкостроение, АЭС, речной порт с грузооборотом 30 миллионов тонн и много других отраслей промышленности и объектов социальной сферы, подтверждающих присутствие государства в металлургии. Развивается металлургия в Китае, Индии и других странах. К этому нужно добавить, что в Советском Союзе на высочайшем уровне функционировала мощная машиностроительная отрасль, обслуживающая металлургические предприятия.

Около тысячи технологов, строителей, проектировщиков и специалистов других профессий из нашего города работали на строительстве и освоении металлургических предприятий за рубежом. Всё это сторонниками либеральной экономики называлось сдерживающим фактором развития, и если частникам дать возможность владеть крупными металлургическими активами, то отрасль быстро расцветет и большим потоком польются инвестиции в эту вечно закабаленную государством отрасль. Начался десятилетний период по расшатыванию устойчивой работы металлургических предприятий города с единственной целью — сделать предприятия банкротами и освободиться от госуправления.

Ну как мог устойчиво работать Кузметкомбинат, когда за десять лет сменилось семь директоров и два внешних управляющих? Такое же положение складывалось и на других предприятиях города. В 1998 году, в канун 380-летия города, губернатор области Аман Тулеев дает интервью. Привожу одно из его высказываний: “Наши дни вселяют в нас скорее озабоченность, нежели оптимизм. Пафос нынешнего времени еще ожидает своей бесстрастной оценки. Это дело следующих поколений. Но мы твердо убеждены в одном: крепкая основа устоит при любых, самых жестких испытаниях. Металлургическая мощь Сибири и России, созданная в крайне тяжелых условиях и сохраненная вопреки всему, дает нам веские основания честно смотреть вперед”. Промышленный потенциал еще работал на довольно высоком уровне.

Прошло два года. 2000 год. 10 августа ликвидируется Сибгипромез, один из самых значимых символов города, а 21 декабря начинается демонтаж доменных и мартеновских печей КМК. Процесс пошел. Началась жесткая бескомпромиссная борьба за собственность, даже с трагическими исходами. Побеждал самый смелый, предприимчивый и успешный. Прошла приватизация, и у новых хозяев было неуемное желание доказать, что они в отличие от государства — эффективные собственники. Пользуясь поручительством государства, они брали за рубежом огромные кредиты и скупали на всех континентах передельные производства и в короткое время превращались в хозяев амбициозных трансконтинентальных и транснациональных компаний. Чем эта амбициозность закончилась — изложено в статье “Нет завода — нет проблем?”, опубликованной в газете “Кузнецкий рабочий” от 12 января 2016 года. Нет смысла повторяться. Приземлимся и посмотрим, что же происходит в нашем городе.

2006 год. В город прибывает высокий чиновник ЕВРАЗа по случаю закрытия последних железоделательных производств КМК и на итоговой пресс-конференции заявляет, что для государства металлургия довольно сложная отрасль, нуждающаяся в серьезных капиталовложениях и зависящая от изменений на рынках сбыта. Комментировать это просто невозможно.

2007 год. Общественность города обеспокоена отправкой в США больших объемов заготовки. В чем дело? Подтверждается огромное присутствие государства в металлургии США.

На Западе существует жесткий протекционизм — квотирование отечественных товаров, полный запрет на определенную продукцию, защищающий американский рынок от демпинга готового товара. С готовой продукцией нас никто там не ждет. Там к этой отрасли не допускается никакого либерализма.

А между тем в нашей стране шло падение производства и параллельно ликвидировался машиностроительный комплекс: металлургический сектор Уралмаша, новейший Южно-Уральский машзавод, Красноярский, Иркутский и т. д. За совсем небольшой промежуток времени страна практически потеряла весь машиностроительный комплекс, обслуживающий металлургическую отрасль.

Но время неумолимо — пришло время обновления. Приведу пример модернизации моего родного рельсобалочного цеха. Это было в 2010 году. Работа предстояла по шкале сложности и ответственности запредельная. Откровенно надо сказать — ни одна заграничная компания, ни один Гипромез не взялся бы за реализацию этого проекта. Предстояло вместить все новое оборудование по производству 100-метровых рельсов в старые производственные здания, построенные 90 и 40 лет тому назад. Сложность еще заключалась в том, что на это отводилось совсем мало времени. Промедление стоило полной потери репутации главного российского производителя рельсовой продукции. И нашлись такие специалисты рельсобалочного производства, которые взялись за эту работу. И очень грустно то, что все оборудование этого проекта было уже почти на 100 процентов заграничным: германским, австрийским, американским, итальянским, французским, китайским… И самое страшное и ущербное, что по всему производственному фронту мы в полной зависимости от импорта поставок, и не только отдельных агрегатов, но и запчастей, а также в сфере строительства инфраструктурных производств.

Посмотрим, как же общественность нашего города относилась все эти годы к металлургии, давшей жизнь и развитие нашему городу. К сожалению, мнение большинства квалифицированных специалистов было негативным. Высказывались недовольства по поводу гигантизма, затратности металлургии, предлагалось сделать металлургию компактной, заменить ее на новые производства с долгим стабильным развитием. Высказывалось твердое убеждение, что в современном мире металлургия не может быть локомотивом развития для такого большого региона, как Кузбасс, и такого города, как Новокузнецк, когда постоянно падает мировой спрос и мировое производство стали. Такие “экспертные” заключения для молодого поколения бесследно не проходят. Возникает демографическая проблема — отток молодежи из города.

Кузнецкстроевцы и мое поколение знали, что металлургия для страны больше, чем локомотив, который вытянет всю экономику. Во всех странах мира, в том числе в СССР, она была базовой отраслью для промышленности. Сейчас даже самая продвинутая, можно сказать, “волшебная” отрасль, как передовые информационные технологии, начиная от простого мобильника до Интернета и цифровой экономики, является одним из самых емких потребителей металлургической продукции не только черной металлургии, но и металлургии редкоземельных металлов. Как и строительство космодромов с гигантским потреблением строительного проката, тысячи и тысячи по огромной стране приемных и передающих ретрансляторов, необходимые самые лучшие и качественные металлы для ракетостроения и т. д. Об этом хорошо знают металлурги ЕВРАЗ-ЗСМК.

Проанализируем мировой спрос на сталь. Возьмем самое тяжелое время для мировой и российской экономики — 2001 — 2016 годы. Именно тогда в городе начался демонтаж Кузметкомбината. В 2016 году по причине низкого спроса на сталь намечается ликвидация 1-й доменной печи на ЕВРАЗ-ЗСМК.

А что же было на самом деле? В 1875 году началось функционирование больших механизированных металлургических заводов в США и Германии — объемы производства стали определяться в тоннах. За 125 лет к 2001 году мировое производство стали достигло 815 миллионов тонн в год. Воспользуемся услугами международной компании в области консалтинга и аудита Deloitte: выплавка стали в 2016 году составила 1 миллиард 629 миллионов в год. Вдумаемся в эти цифры и представим, какими темпами развивалась мировая экономика и самая трудоемкая отрасль — металлургия. В России производство стали за эти годы упало на 20 миллионов тонн, а в Новокузнецке — на 5 миллионов тонн.

Самое главное, нам надо осознать, что металлургия пришла в Новокузнецк не из-за прихоти какого-то чиновника, это определил природный фактор, и что еще долгие, долгие годы металлургия будет являться для города и области самым стабильным и долгосрочным производством.

Леонид Калинин, Почётный гражданин города, полный кавалер ордена Трудовой Славы, Почётный металлург.

editor Мнение 16 Июн 2020 года 150 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.