Спорт

«Бились до конца, на счёт не смотрели»

Прославленному капитану "Металлурга" Олегу Ивановичу Короленко 13 августа исполнилось 80 лет. За десять лет нападающий "наколотил" 253 шайбы, причем 179 из них забил в высшей лиге чемпионата СССР. А в сезоне-1960/1961 и вовсе стал лучшим бомбардиром чемпионата с 23 голами. Поверьте, это шикарное достижение! Капитана боготворили в Новокузнецке, его именем называли детей, а он всем сердцем играл за родной "Металлург". Олег Иванович был не просто бомбардиром. Он был капитаном, на которого равнялись, который вел ребят за собой. Тренировался больше всех, до изнеможения, понимая, что хоккей — это труд. И игра воздавала ему сторицей. В славной истории "Металлурга" много ярких хоккеистов, но монументальная — по игре, а не физическим параметрам — фигура Олега Короленко все-таки немного особняком. Благодаря ему и его партнерам по команде в Новокузнецке полюбили хоккей с шайбой.

— Не верю, что мне 80 лет! — улыбается юбиляр. — Чувствую себя хорошо. Хотя старые болячки о себе говорят.
— Хоккейные?
— Конечно! Вот сломанный палец — болит. Перебитая ключица напоминает. Врачи говорят, что могу предсказывать погоду.
— Много травм получали?
— Часто травмировался в конце игровой карьеры. Даже сезоны не доигрывал. Мы были какие-то бесшабашные, лезли везде, ничего не боялись. Может, из-за этого и закончил играть в 30 лет. В те времена все уходили после "тридцати" — заслуженный ты, не заслуженный. Не отпускали, говорили, чтобы поиграл еще. А у меня просто терпения уже не было, настолько замучили болячки. Представляете, перед матчем везут в больницу, обезболивают ключицу. Иглой туда, хруст такой! Неприятно…Однажды и вовсе мог без глаза остаться. Мы уже обеспечили себе выход в "пульку", нас никто не догоняет. Встречаемся с новосибирским "Химиком", и на вбрасывании мне крюком клюшки заехали в глаз. Не специально. Глаз сразу закрылся, меня в больницу увезли. До "пульки" — десять дней. Пролежал в больнице неделю, меня подлечили. К "пульке", конечно, неподготовленным подошел, только в концовке разыгрался.
— Каким нападающим был Олег Короленко?
— Начинал я центральным нападающим, разыгрывал больше. А потом тренеры нашли другие качества и поставили на край. Там посвободнее, скорость у меня хорошая. Взрывной был.
090_11_2017.jpg— Откуда у вас такое хорошее катание?
— Из русского хоккея, которым до этого занимался. Между прочим, тогда решался вопрос, где развивать хоккей с шайбой - в Кемерове или Новокузнецке. Решили так, что русский хоккей отдали Кемерово, "шайбу" — нам. Меня, кстати, кемеровчане звали к себе играть в русский хоккей. Отказался, куда же я из Новокузнецка…
— У вас хорошая тройка подобралась?
— Очень хорошая! Миша Григорьев — умница. Дирижер, через него все атаки начинались. Володя Бедарев — жесткий в защите, помогал обороне. Ну а я — бежал. Подходили друг другу. У защитников в "Металлурге" идеальной парой было сочетание разыгрывающего и разрушителя — Юрий Дужий и Юрий Заруцкий. Интересно, что в финальной "пульке" чемпионата РСФСР я и Володя играли вместе с Валентином Авраменко. Мишу Григорьева к нам поставили уже в высшей лиге чемпионата СССР. И с тех пор до конца жизни, десять лет вместе играли.
— Как хоккеисту "Металлурга" удалось стать лучшим снайпером чемпионата страны в сезоне-1960/1961? Неожиданно?
— Получилось как-то. И это при том, что мы были на последних местах. Так у нас не только я забивал! В одном из сезонов наша тройка была третьей по заброшенным шайбам в чемпионате. А ведь тогда такие хоккеисты играли. Например, тройка из ЦСКА: Константин Локтев - Александр Альметов - Вениамин Александров. Профессора! Нам приходилось против них постоянно играть. А вот "Спартак" мы недолюбливали, какие-то они пижонистые были. Старались с ними пожестче действовать.
090_12_2017.jpg— Отсюда и знаменитая история с выбитым золотым зубом Евгения Майорова? Кто его тогда приложил?
— Юра Заруцкий… Как-то раз играли в Киеве с "Соколом". В гостинице "Украина" большущие лифты, как комнаты. Вот садимся в лифт с Юрой, а там цээсковцы во главе со знаменитым тренером Анатолием Тарасовым. Поздоровались, едем. Тут Тарасов спрашивает у своих, мол, знаете, кто это. Новокузнецкие хоккеисты, отвечают они, один — Короленко, второй — защитник. А Тарасов говорит: вот будем играть с "Металлургом", узнаете, что за защитник!
— У вас было много приглашений из других клубов, но оставались в "Металлурге"?
— Был предан городу, команде, ребятам. Начали играть, у нас была цель — получить мастеров спорта. Как я мог бросить ребят, не добившись цели?! А мастеров спорта получили дважды. Первый раз в высшей лиге, когда надо было набрать определенный процент очков с командами, которые на 70 процентов были укомлектованы "мастерами". Второй, когда выиграли первую группу. А тогда там играли Киев, Рига, Минск, фактически сборные республик.
090_13_2017.jpg— Почему же никуда не перешли, когда стали мастерами спорта? Хотелось?
— Не знаю. Хотя… Мне нравилась команда "Химик" из Воскресенска, тренер — Николай Эпштейн. Как она играла! Мне ЦСКА и "Спартак" не нравились, "Динамо" тем более. А у "Химика" техничный хоккей, с красивыми розыгрышами. Году в 1965-м Николай Семенович звал меня, давал трехкомнатную квартиру в Москве. Подумал, посоветовался… У меня двое пацанов, куда я поеду… Остался и не жалею. Кстати, нашу тройку не раз звали и в Новосибирск, обещали золотые горы.
— Как относились к своему прозвищу Каля?
— Меня так еще пацаном начали называть. Оттуда и пошло.
— А слышали, как болельщики на трибунах кричали?
— Нет. Когда игра идет, то ничего не слышишь. Только во время паузы какой-нибудь. Как же у нас любили хоккей! Маленькие деревянные трибунки забивались полностью. Однажды болельщики такую качку устроили, что даже снесли "волной" деревянное ограждение от хоккеистов и прижали нас к борту. Хорошо, что обошлось без травм.
— На улицах узнавали хоккеистов?
— Узнавали! Приятно было гулять по городу, особенно вечером. Почти в каждом дворе были хоккейные коробочки. Шум, свист, гам — пацанята играют. Фонарики горят, родители болеют. Раньше люди тянулись к спорту. Сейчас, к сожалению, такого нет.
— Вспоминаете какой-нибудь гол?
— Играли, кажется, со столичным "Локомотивом". Шайба выходила из зоны, а я оказался как раз у синей линии. В падении клюшкой шайбу обратно закинул, она же, дело случая, кого-то задела и в ворота залетела. Вот это номер! Еще помню домашний матч с ленинградским СКА, проигрываем 1:7. А потом, раз забили, два — и дошли до 7:7. Конец игры, тут забиваем восьмую шайбу. С секундомером сидел судья Анатолий Левитан, который секундой раньше зафиксировал конец матча. Представляешь, секунду потерпи, не нажми секундомер - наша победа!
— Это самый памятный матч?
— Ну да. Еще выделить можно домашний матч с ЦСКА. Два периода играем шайба в шайбу, ничего у них не получается. Нам интересно, как ведет себя их тренер. Смотрим на лавку ЦСКА, а там Тарасов грозный, как ястреб, над ними ходит, ругается на игроков. Победили они нас тогда все-таки. Мы у ЦСКА, по-моему, ни одного матча не выиграли, у них ведь сборная СССР была.
— Понятно, что в мастерстве "Металлург" уступал именитым соперникам. За счет чего играли?
— Бились всегда до конца, старались. Желание было, а мастерства не хватало. Пропускали по десять шайб, но все равно бились до конца. В Москве на нас даже больше народа ходило, чем на другие команды, отмечали это в "Советском спорте". На счет не смотрели, просто играли.
Владимир Германский
Фото из архива
Владимир Германский Спорт 07 Окт 2017 года 1498 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.