Политика

Вы за красных или за белых?

Казалось бы, эта дилемма уже давно потеряла былую остроту. В вопросе “вам красенького или беленькую уважаете?” и то больше смысла. И тем не менее…
Уже без малого четверть века Левада-Центр публикует в феврале (по четным годам) результаты социологического исследования, в ходе которого тестируется “цветоощущение” россиян. Задаются два неизменных вопроса: “Какая политическая система кажется вам лучшей — советская, нынешняя система или демократия по образцу западных стран?” и “Какая экономическая система кажется вам более правильной — та, которая основана на государственном планировании и распределении, или та, в основе которой лежат частная собственность и рыночные отношения?”
Судя по формулировкам, социологи считают, что выбор между “красным” и “белым” остается актуальным, хотя уже выросло поколение, знающее о госплане советского образца разве только из учебника. И, что примечательно, цифры Левада-Центра свидетельствуют: самая представительная группа респондентов из года в год отдает предпочтение именно “красному цвету”.
Исключений всего два: в начале 1992 года 48 процентов высказались в пользу рыночной модели экономики (для сравнения: лишь 29 процентов были тогда “за госплан”), и в феврале 2008 года относительное большинство — 36 процентов — признало российскую политическую систему лучшей из всех других “опций”, включая советскую. (Что вполне объяснимо именно для тех лет.)
Эти немногие исключения подтверждают непреложное правило, действующее в постсоветской России: преобладающие в обществе настроения не влияют радикально на формирование социально-политического курса. Разность зарядов “масс” и “элит” всякий раз чудесным образом испаряется во время выборов. И никаких “войн Алой и Белой розы” на этой почве у нас не случается. Поэтому остается зафиксировать лишь феномен чисто экономического свойства: за последние полтора десятка лет безусловное большинство россиян, отвечая на вопрос Левада-Центра о “правильном типе хозяйства”, всегда отдавали предпочтение экономической системе, основанной на государственном планировании и распределении. В этом году таких респондентов было 52 процента — ровно вдвое больше, чем “рыночников” (22 процента опрошенных затруднились с ответом).
Почти день в день с публикацией этих сведений от Левада-Центра был обнародован прогноз Минфина, из которого следует, что Россию ждут 15 лет застоя, если не будет реформ и не подорожает нефть. Надо полагать, горизонт стагнации может простираться и далее, но сценарии развития экономики просчитывались лишь до 2030 года. Без упомянутых “если”. Минфин ручается только за 1 — 2 процента прироста ВВП, да и то в отдаленной перспективе. И при этом темпы роста будут ниже среднемировых, которые оцениваются в 3 — 3,5 процента.
Ну, да не будем зацикливаться на процентах, поскольку ключевая роль в преодолении застоя принадлежит не цифре, а слову. И слово это — “реформы”.
Судя по комментариям экспертов к сценариям Минфина, речь идет прежде всего о необходимости поменять приоритеты бюджета. Это важно, однако мало что проясняет в вопросе: каким образом простое перераспределение средств на содержание силовиков и госаппарата в пользу образования, науки, здравоохранения и, предположим, дорожного строительства будет способствовать таким вещам, как например, оптимальная налоговая политика, доступность бизнеса к кредитным ресурсам, рост инвестиций в инновационную экономику, подъем производительности через техническое перевооружение, заинтересованность местных властей в развитии малого бизнеса, беспристрастность судов…
Без всего этого минфиновский сценарий напоминает больше сценарную заявку на очередной фильм-катастрофу. Между прочим, горбачевская перестройка, завершившаяся “катастройкой”, затевалась в свое время, исходя из того соображения, что темпы экономического роста в стране упали до минимума — 2 — 3 процентов ежегодного прироста ВВП, которые нынешнему Минфину представляются почти недостижимым ориентиром. О тех показателях мало кто помнит, но “цветоощущение”, судя по результатам соцопросов, осталось. Как и надежда на приход правительства, которое будет способно не только писать прогнозные сценарии, но и превращать их в реальный план действий.

Александр Денисов Политика 20 Фев 2016 года 1650 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.