Политика

Стратегия “всё укрупнить!”

Журналисты канцелярит не любят, но разумеют. Род занятий обязывает понимать этот вечно живой мертвый язык. Однако прочитаешь на сайте Минэкономразвития такое вот сообщение: “Заместитель Министра Александр Цыбульский провел стратегическую сессию “Сценарии пространственного развития Российской Федерации”, посвященную обсуждению проблем и вызовов пространственному развитию страны, которая состоялась в г. Суздале…” И с тревогой осознаешь, как трудно становится вникать в смыслы, рожденные современным новоязом бюрократического извода.
Раньше все было попроще. В ходу вместо “стратегических сессий” были “исторические заседания”. Заграницу “пространственным развитием России” не пугали, а больше напирали на “устранение перегибов на местах”. Слово “министр” и вовсе с маленькой буквы писали…
Сверив текст министерского пресс-релиза с разъясняющими комментариями в “Известиях”, рискну все же расшифровать, о чем шла речь в Суздале. Министерство экономического развития предложило экспертам обсудить проект документа, который наряду с приоритетным развитием Дальнего Востока, Арктической зоны, Северного Кавказа, Калининградской области, Республики Крым и города Севастополь предусматривает “создание макрорегионов - крупных пространственных структур, осуществляющих долгосрочные мегапроекты межрегионального сотрудничества и способствующих встраиванию России в систему мировых хозяйственных связей”.
В продолжение темы можно долго распространяться о создании высокотехнологичных кластеров и об использовании потенциала агломераций-конурбаций, которые возникли еще в те времена, когда и слов-то таких не ведали. Но, если не вдаваться в риторику, поручиться можно только за то, что следствием “пространственной стратегии” будет появление обширных территориальных объединений, включающих в себя теперешние субъекты Федерации. В МЭР подготовили три сценария их развития, излагать в подробностях содержание которых не имеет сейчас особого смысла, так как, судя по всему, единственное, о чем удалось принципиально договориться на встрече в Суздале, так это о новых встречах.
Но в любом случае подход министерства озадачивает. Такое впечатление, что там не в курсе существования в России девяти федеральных округов, каждый из которых возглавляет президентский полпред - должностное лицо, которое обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в округе, в том числе в сфере управления. Казенной сокровищницей полпреды не владеют, зато располагают административным ресурсом…
Непонятно, чего хочет Минэкономразвития. То ли оно желает передать полномочным представителям президента ключи от всякой региональной казны в их округах, то ли предлагает создать еще один совершенно новый уровень власти.
В четверг между тем минула 74-я годовщина с того дня, как Кузбасс обрёл областной статус. Это произошло во время войны, когда степень централизации власти была неимоверной. И тем не менее в Кремле посчитали, что система управления Западной Сибири только выиграет от разукрупнения. В 1943 году от Новосибирской области отпочковалась Кемеровская, а в следующем - и Томская. Выражаясь бюрократическим языком, центры принятия решений вместе с соответствующими финансовыми ресурсами спустили вниз, на места. В силу здравого соображения, что так-то оно будет лучше — поближе к массам.
Однако то, что было очевидным даже в рамках командной системы, видимо, вызывает большие сомнения в Минэкономразвития, раз оно предлагает, наоборот, “все укрупнить!”. Я уже не говорю о финансовой стратегии правительства, основанной на убеждении, что федеральный бюджет должен быть всегда намного крупнее консолидированного бюджета всех регионов и муниципалитетов. На том стоит и стояла центральная власть в России.
Между тем власть — штука переменчивая. Град Суздаль, к примеру, тоже несколько десятилетий был столицей Северо-Восточной Руси, пока около 1168 года Андрей Боголюбский не перевел великокняжескую резиденцию из Суздаля во Владимир. Сам князь в ту пору был озабочен “пространственным развитием” своих владений не меньше, чем теперешнее МЭР. И, помимо прочего, отобрал у суздальского боярина Степана Кучки то ли острожек, то ли деревеньку Москву, что, по одной из исторических версий, стоило ему впоследствии жизни. Отсель вроде пошли, есть и будут на Руси не самые удачные мегапроекты.
Александр Денисов.
Александр Денисов. Политика 28 Янв 2017 года 1060 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.