Политика

Розыгрыш на пятаке. Бюджетном

Позвонил читатель. Говорит, “Кузнецкий рабочий” пишет о многом и разном, но есть тема, которая для газеты табу. Далее последовала запальчивая речь о том, что центр и областная столица ущемляют интересы нашего города — держат бюджет Новокузнецка в черном теле, а пресса помалкивает.
Попытался ему возразить. Нам не раз приходилось писать в критическом ключе на тему межбюджетных отношений — о том, что действующие в России принципы формирования муниципальной казны ставят большие промышленные города, не являющиеся областными столицами, в один ряд с “райцентрами в лопухах”. Новокузнецк - один из лидеров промышленного производства в Сибири как в абсолютных, так и в удельных показателях — числится по этой причине “периферией на дотации”. Тем не менее считать его аутсайдером по бюджету, в сравнении с тем же Кемерово, оснований нет.
Читатель остался при своем мнении: “Вы сравните для примера наш городской бюджет и Магнитогорска, и все станет ясно”. - “Вы думаете, он полновеснее новокузнецкого?” Собеседник ответил, что цифр он не знает, а судит о казне Магнитки по такой детали: этот уральский город, в отличие от Новокузнецка, может позволить себе, как и региональная столица — Челябинск, содержать на достойном уровне свой хоккейный клуб…
Читатель, конечно, несколько заблуждается относительно источников финансирования хоккейных клубов. Однако в его предложении — сравнить бюджеты двух “неглавных” городов — определенно есть смысл, особенно если сопоставить их с кондициями Кемерова и Челябинска.
Для начала заглянем в магнитогорскую казну. На конец декабря городской бюджет 2016 года был сверстан без дефицита. Предполагалось, что расходы будут равны доходам на уровне 8,8 миллиарда рублей. Но по итогам полугодия в бюджете обозначился дефицит. В последней редакции бюджета расходы записаны в сумме 10,7 миллиарда, доходы подтянуты к 10,1 миллиарда рублей.
Депутаты Челябинской гордумы также вносили изменения в муниципальный бюджет 2016 года. Но, судя по официальным пресс-релизам, речь шла о постатейном перераспределении средств и только. Так или иначе, расходы казны города-миллионника планируются на уровне 24,5 миллиарда, доходы — около 23,8 миллиарда рублей.
В начале года бюджет Кемерова был вписан в следующие параметры: общий объем доходов — 14,8 миллиарда, расходов - 15,3 миллиарда. Июньским решением горсовета они были скорректированы: доходы предполагается увеличить до 15,3 миллиарда, а расходы — до 15,7 миллиарда рублей.
Остается напомнить, что на состоявшемся 28 июня VIII заседании нашего горсовета были внесены изменения в предыдущее постановление о бюджете Новокузнецкого городского округа. Объем доходов повышен почти до 15,9 миллиарда (с 14,8), расходы теперь планируются на уровне 17,4 миллиарда рублей (16,4).
Соотнеся приведенные выше цифры со статданными о численности населения (в Магнитогорске — 417,5 тысячи, Челябинске - 1190 тысяч, Кемерове - 553 тысячи, Новокузнецке — 551 тысяча человек), нетрудно заметить, что наш город в лидерах по так называемой “бюджетной обеспеченности на душу населения”.
Если бы не дефицит в полтора миллиарда, душа могла бы привычно гордиться родным Новокузнецком. Несколько лет назад он по “обеспеченности” входил даже в первую десятку городов России. Бюджет тогда зашкаливал за 20 миллиардов…
Понятно, что эти рейтинги подушного благоденствия городов составляются без учета инфраструктурных и социальных проектов федерально-регионального финансирования, которыми обрастают прежде всего областные центры. Ну так что ж, таков “центропупический” принцип формирования и распределения бюджетных средств в России: от каждого - согласно налоговой ставке, каждому — сколько пожалуют сверх норматива, если выпросит.
И напоследок о хоккее ранга КХЛ. Его финансирование вполне отвечает духу бюджетной системы, к которой он вроде как и не причастен, поскольку профессиональный. Однако не всем повезло заполучить могучего спонсора из числа госкомпаний. Обычно команды из областного центра — как, скажем, “Трактор” или “Сибирь” — подсаживаются на региональный бюджет и отчасти на городскую казну. (Кемеровский “Кузбасс”, к слову, гоняет плетеный мячик, выполняя муниципальный заказ городской администрации, и, кроме того, команде подает адресные передачи областной бюджет.)
Ну, а если это провинциальный клуб — те же новокузнецкий или магнитогорский “Металлург”, то финансовая помощь из городского бюджета может быть расценена надзорными органами как “офсайд”. Да и нет лишних денег в казне. Поэтому здесь все зависит от щедрости спонсоров. А ЕВРАЗ в отличие от ММК на “вбрасывании” не силен. Сама компания, кстати, получила в этом году своеобразную “спонсорскую помощь” в виде освобождения от земельного налога и оплаты аренды более чем на полмиллиарда рублей.
Александр Денисов.
Александр Денисов. Политика 30 Июл 2016 года 620 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.