Политика

Пропавший углепром

За англичан не скажу, а у нас, земляки, есть железные основания помянуть добрым словом железную леди, скончавшуюся в Лондоне 8 апреля. Это именно Маргарет Тэтчер отдала в свое время команду на уничтожение углепрома Британии, чем ввела ее в круг стран, импортирующих кузбасский уголь.
А ведь некогда Британия была не только владычицей морей, но и повелительницей угольных копей. Во времена Диккенса брикет угля был символом английской экономики. Примерно так же, как поношенный, но еще добротный сюртук непременно дополнял образ добродетельного персонажа в английской классической литературе. К Первой Мировой на острове добывали угля в полтора раза больше, чем нынче в Кузбассе. Вот только поздние ихние капиталисты поменяли ориентацию на нефтегазовую…
В начале 80-х годов перед кабинетом Тэтчер встал вопрос, что делать почти с двумя сотнями малорентабельных государственных шахт, на которых трудились около 200 тысяч горняков. С решимостью домохозяйки, наметившей увеличить газон за счет старого сарая — “от него столько пыли и сажи!”, — премьер-министр взялась за… Правильно, за реструктуризацию. В России это слово применительно к угольной отрасли учились выговаривать через десяток лет, читая чертеж леди Тэтчер. Но шум от “консервативной перестройки” 1984 — 1985 годов, затеянной ею, был услышан тогда и у нас.
То были времена, когда английский джентльмен не считался таковым, если не состоял в профсоюзе, а Тэтчер связалась не с кем-нибудь, а с Национальным союзом шахтеров, которому уже случалось завалить правительство консерваторов. Шахтеров, объявивших всеобщую забастовку, поддержали Конгресс тред-юнионов и Лейбористская партия. Дело дошло до баррикадных боев, в ходе которых погибли трое и были арестованы около десяти тысяч профсоюзных активистов. Из них полторы сотни были приговорены к длительным срокам заключения…
В знак солидарности с братьями по классу горняки Кузбасса передали в фонд забастовки 3-дневный заработок. Больше того, в Новокузнецк приехала делегация британских профсоюзников. Помнится, мой коллега Михаил Беркович рассказывал, как ездил с ними на одну из шахт. Проезжая через Левый берег, гости вдруг пожелали побеседовать с прохожими. Наши официальные лица, сопровождающие делегацию, слегка напряглись: “не по программе”. Но те настояли. Только вышли из автобуса — мимо поспешает мужичок довольно помятого вида. Судя по целеустремленному шагу и 11-му часу утра, не иначе, как к открытию винного магазина. Англичане с переводчиком к нему: “Хау ду ю ду? Слышали ли вы о забастовке в Британии?” Логично было предположить, что в ответ они услышат что-нибудь вроде: ай дую пиво еври дэй — так ведь нет! “А как же”, - отвечает мужичок. И довольно внятно излагает про потерявших совесть буржуев и свою личную классовую солидарность с забастовщиками.
Последовали крепкие пролетарские рукопожатия, к которым с особой признательностью присоединились официальные лица, сопровождающие делегацию.
…По истечении целого года классовых битв забастовка в Британии завершилась сокрушительным поражением профсоюзов. Угольщики вернулись на шахты без каких-либо условий. 20 тысяч из них были уволены сразу же. И сегодня, как итог “периода санации”, тамошний углепром являет собой добычные мощности в мизерные 2 миллиона тонн и несколько фирм по производству аэрогазовой аппаратуры.
Угольная отрасль Кузбасса из реструктуризации все таки выжила и даже заметно прибавила в мощи, а также в производительности труда. Правда, ей пришлось пройти через рельсовые и приватизационные войны, неплатежи, криминальный передел, палаточные пикеты, голодовки и стачки. Однако у правительства в конце 90-х все же хватило ума отказаться от буквального повторения тэтчеровских реформ…
Смешно сказать, но с пяток лет назад Кузбассразрезуголь рискнул приобрести законсервированную шахту в Южном Йоркшире. Толку, кажется, из этого не вышло - позднее холдинг попытался продать свой британский актив. Видно, он не вписывается в “биржевую модель” экономического роста, которой благоволила леди Тэтчер.
У нас, как известно, модель иная — сырьевая. Но при всех ее очевидных недостатках реальное производство представляется все-таки более добропорядочным занятием для леди и джентльменов, нежели фондовые спекуляции.

Александр Денисов Политика 14 Апр 2013 года 1626 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.