Политика

Не матом, так ультиматумом

Когда-то в тех местах, где столетия спустя возник город Славянск, случились события, описанные в “Слове о полку Игореве”. Не будем, однако, “растекаться по древу”, проводя патетические и политические параллели с днем сегодняшним. Позаимствуем у древнерусского автора одну только стародавнюю, но бесспорную мысль: худой мир лучше доброй ссоры, и все междоусобицы рано или поздно кончаются…
Украинский президент Петр Порошенко явил свой мирный план для Донбасса. Его исполнение начнется по приказу об одностороннем прекращении огня, который будет отдан после восстановления контроля на украино-российской границе. “Время прекращения огня будет достаточно коротким. Мы ожидаем, что сразу после этого состоится разоружение военных формирований, наведение порядка”, — заявляет президент Украины.
Затем по плану предусмотрено освобождение заложников и захваченных зданий. Повстанцам, не совершавшим тяжких преступлений в квалификации киевской власти, она предложит амнистию и организует коридор для ухода разоруженных боевиков с территории Украины. Далее последуют политические переговоры по вопросам децентрализации власти и внесения соответствующих поправок в конституцию. Разумеется, это будут переговоры не с какими-то лидерами некоей Новороссии, а с “авторитетными людьми” украинского юго-востока.
И в таком духе — 14 пунктов.
Войны редко ведутся по точным планам. То есть в генштабах и комитетах по спасению Отечества их, конечно, составляют во множестве, но, как известно, гладко было на бумаге… Мирные планы сбываются и того реже. “Дорожные карты” сплошь и рядом не совпадают с неисповедимыми путями к миру, даже когда разработчики искренне желают его. А что подразумевают 14 блистательных ударов Порошенко по гражданской войне? Что ополченцы столько же раз прогнутся, разоружатся в одностороннем порядке и с криком “Тикайте!” устремятся в гостеприимный коридор. А те, “на которых нет большой крови”, капитулируют, вверяя свою судьбу договороспособности авторитетов вроде Ахметова и Таруты.
Понятно, что в Донбассе, часть городов которого уже который день живет под бомбами, без связи, света и воды, эта концепция мира была понята только как предложение о кратковременном прекращении огня. О таких паузах в боях уже не раз договаривались для обмена телами погибших и эвакуации раненых.
Петр Порошенко, однако, надеется или делает вид, что надеется на более долговременный эффект. Заветного приказа он, правда, пока не отдал, но в доказательство серьезности своих миролюбивых устремлений уволил даже министра иностранных дел, матюкнувшегося публично по адресу Владимира Путина. Глава Украины считает, как видно, что язык ультиматума доходчивее мата.
А что же Москва? Она говорит о своей насущной заинтересованности в нормализации отношений с Киевом, очень деятельна на дипломатических фронтах и даже неустанно маневрирует батальонами, то отводя их за Ростов, то вновь приближая к границе. Выделяет деньги на обустройство лагерей беженцев и организует гуманитарные автоколонны. Российская прокуратура возбуждает дела по фактам военных преступлений против гражданского населения в сопредельной стране…
Но пока что КПД этих усилий близок к нулю.
Российскому руководству нельзя поставить в вину, что оно не может добиться от Киева согласия по крымскому вопросу, гарантий о невступлении Украины в НАТО, соблюдения контрактных обязательств по газу — есть дела, которые не делаются в один день, месяц или год. Но исполнить безотлагательную программу-минимум — прекратить войну в Донбассе — Россия обязана, хотя бы из соображения безопасности собственных границ.
Пора составить и обнародовать, наконец, российский план мира в этом регионе. Потому что, в отличие от сотен переводов “Слова о полку Игореве”, каждый из которых претендует на открытие новых смыслов и красок древнерусской поэмы, “антивоенное слово” Порошенко, как его ни переводи, отдает исключительно порохом.

Александр Денисов Политика 22 Июн 2014 года 1128 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.