Политика

Навигация Магнитского

Как покойно было жить за “железным занавесом”. Когда по ту сторону нас пытались вывести из непоколебимого равновесия, придумывали какое-нибудь эмбарго. Например, на поставку в СССР труб большого диаметра. И получали диаметрально противоположный эффект. Большой опыт по загибанию салазок и перегибам на местах позволял нашей стране быстро научиться гнуть свою трубную заготовку. Социалистическая индустрия была на подъеме, граница — на замке, все герметично.
Потом “железный занавес” упал, открывая путь неудержимой глобализации. И некоторое время назад “они там” обнаружили, что застращать нас эмбарго уже довольно проблематично, потому что чуть ли не половину труб в самих Штатах “выдувают” заводы транснационального, но все-таки нашенского ЕВРАЗа.
Однако и в Москве вдруг осознали, что санкции, так сказать, “меньшего диаметра”, которыми грозят России теперь, хотя и не способны проделать дыры в нашей экономике, весьма болезненно бьют по репутации государства. А поводов для таких точечных ударов по самолюбию Кремля можно найти сколько угодно. Но, прежде всего, это “дело Магнитского” (российского юриста, представлявшего здесь интересы иностранной компании и умершего в Бутырке при не вполне выясненных обстоятельствах), вмешательство в которое со стороны США рассматривается нашим правительством как поползновение на суверенитет РФ.
Фамилия эта в истории страны весьма примечательна. Изданная при Петре первая отечественная “Арифметика” Магницкого, рулившего Навигацкой школой, сыграла особую роль в русском просвещении. Не исключено, что “список Магнитского” на 60 персон нон грата (из числа российских чиновников, причастных, по мнению американских сенаторов, к смерти юриста), тоже оставит приметный след в нашей истории. Только это след уже в обратном направлении.
С “Арифметикой” Магницкого упомянутый “черный список” роднит еще и то, что он имеет шансы вырасти в математической прогрессии. Глава московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила в четверг, что намерена обратиться к американским и европейским законодателям с просьбой присовокупить к “списку Магнитского” поборников законопроекта об НКО. (Вчера Госдума рассматривала его в первом чтении.) Законопроект обязывает некоммерческие организации регистрироваться в качестве “иностранных агентов”, если они получают гранты зарубежных правозащитных фондов. И вполне возможно, что в “список Магнитского” рано или поздно попадут имена инициаторов принятых в июне Госдумой поправок, ужесточающих законодательство о собраниях, митингах и шествиях.
К слову, недавно в Кузбассе эти поправки были апробированы правоприменительной практикой. Под суд попали трое кемеровчан, вышедших в День России с белым воздушным шариком и ленточкой того же цвета с надписью: “За честные выборы. Долой власть жуликов и воров!” Суд проявил беспримерный гуманизм, ограничившись всего лишь порицанием без денежного штрафа. В сообщениях по этому поводу содержались также неясные упоминания о неких “гопниках”, пристававших к “манифестантам” и также задержанных полицией. Их, однако, не судили. Видимо, в то утро они еще не успели употребить крамольной беленькой.
Но оставим зубоскальство — к российской юстиции и отечественному праву в целом есть претензии и посерьезнее. И предъявить их, по идее, должны не Госдеп и Сенат США, а российское руководство, причем самому себе. Тут недавно выяснилось, что, с правовой точки зрения, российская экономика фактически выведена из-под юрисдикции РФ. Согласно проведенному в стране экспертному исследованию, наши крупные компании доверяют российскому праву лишь десятую часть значимых для них сделок. Все остальные слияния-поглощения, акционерные соглашения, реструктуризации долгов и прочие действия в этом роде проводятся и фиксируются в рамках иностранного права (главным образом британского), за границей компании решают и судебные споры меж собой. Газета “Ведомости” пишет по этому поводу: “Имея в виду некоторые сделки в Сибири, к которым применяется английское право, можно использовать такую метафору: в какую сторону течь сибирским рекам, решать теперь английским судьям”.
Про “недопустимость вмешательства в наши суверенные внутренние дела” руководство РФ говорит часто и много, а вот про странности теперешней навигации в экономике, ставящие, в сущности, под вопрос национальную безопасность, как-то не очень.

Александр Денисов Политика 07 Июл 2012 года 4256 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.