Политика

“Мёртвая петля”

Недавно, будучи уже в преклонных годах, лауреат Госпремии СССР и автор десятков изобретений новокузнечанин Николай Георгиевич Черных сподобился второй раз в своей жизни исполнить “мертвую петлю”.
О первой удостоверяет выданное ему свидетельство об изобретении проходческого агрегата, который, работая как на горизонтальных, так и на крутых угольных пластах, способен проделать под землей путь по траектории “мертвой петли”. А во второй раз это случилось, когда он вывел из затяжной петли предприятие, которое числилось в банкротах без малого десять лет. На днях Николай Георгиевич принес в редакцию постановление Седьмого арбитражного суда (Томск), оставившего в силе решение Арбитражного суда Кемеровской области о прекращении дела о несостоятельности АООТ “Гидроуглестрой”.
В отличие от изобретенного Черных комбайна, судебная машина при рассмотрении этого дела демонстрировала удивительную неповоротливость. Скорым было только постановление о банкротстве. В 2004 году благодаря стараниям учредителей хитрых фирм, внедренных в Гидроуглестрой, этот шахтостроительный трест признали несостоятельным. Было назначено конкурсное производство, минуя процедуру оздоровления (внешнего управления). При том что реальная стоимость активов предприятия, на котором когда-то работало около двух тысяч человек, в несколько раз превышала его задолженность.
Действуя по накатанным схемам, рейдерская команда стала энергично распродавать имущество АООТ подставным партнерам. “Двух-трехэтажные здания уходили по цене нескольких квадратных метров”, — утверждает Николай Георгиевич. Затем имущество перепродавалось, естественно, уже по реальной стоимости - с огромной прибылью, но в ущерб кредиторам и остальным акционерам.
Наконец в марте 2008 года инициаторы мнимого банкротства вышли в суд с предложением о прекращении конкурсного производства и ликвидации акционерного общества. Так оно, пожалуй, и случилось бы, если бы не позиция Черных. Он оставил пост управляющего Гидроуглестроем еще в 2003 году, но по просьбе его работников взялся представлять их интересы в суде. То, что укладывается сейчас в несколько абзацев текста, на самом деле было сопряжено с десятками экспертиз, долгими судебными разбирательствами, обращениями в правоохранительные органы и в прессу. (“Кузнецкий рабочий” дважды писал о происходящем вокруг АООТ “Гидроуглестрой” — в 2010 и 2011 годах.) Дело дошло до нападения на Николая Георгиевича — ему плеснули в лицо щелочью, и накануне очередного судебного заседания он оказался в больнице…
Злоумышленников не нашли и уголовное дело по этому факту закрыли. Зато стала как будто проясняться ситуация вокруг Гидроуглестроя. Арбитражный суд в Кемерове, а потом и в Томске постановил прекратить банкротное производство, восстановив полномочия органов управления акционерным обществом…
Вот только окружная инстанция в Тюмени, рассмотрев кассационную жалобу “ликвидаторов”, встала на их сторону, и в 2010 году дело пошло на очередной круг. В январе нынешнего года областной арбитраж вновь признал банкротство необоснованным. И в марте это решение было подтверждено последующей инстанцией.
В деле поставлена точка. В акционерном обществе избран новый состав органов управления. Вот только чем они управляют? По выражению Черных, “мы оказались под забором” — от немалого хозяйства Гидроуглестроя остались лишь 72 гектара земли. Николай Георгиевич, впрочем, надеется, что утраченное удастся вернуть. По фактам незаконного отъема имущества возбуждены два уголовных дела, есть десятки актов экспертиз, удостоверяющих реальную стоимость “слитых по дешевке” активов. Но, главное, Черных намерен передать Гидроуглестрою в разработку пакет своих изобретений. Цена этой интеллектуальной собственности, по его словам, стократно превышает стоимость упомянутой земли…
Объясняя замедленные и неуклюжие эволюции правоохранительной машины в подобных случаях, юристы говорят, что захват предприятий до сих пор, увы, не отражен в статьях УК РФ как криминальное деяние. В наших судах, если до них доходит дело, рейдеров нет — есть мошенники, а эта квалификация “по разряду малых сроков”, не соответствующих масштабу ущерба.
Можно, конечно, перевести проблему в пологую плоскость чисто умозрительного спора о юридических терминах, только “мертвая петля” делается в вертикальной плоскости. Да, видно, вертикаль власти чужда высшему пилотажу.

Александр Денисов Политика 06 Апр 2013 года 1685 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.