Политика

Казна и указы

Владимир Путин огласил 13 июня своё бюджетное послание. В документе подтверждены приоритеты социально-экономической политики, изложенные в майских указах президента в 2012 году. Они остаются в силе несмотря на проблемы в казне, вызванные тем, что модель бюджетного наполнения, базирующаяся на росте экспортных цен на энергоресурсы, не даёт нужного эффекта.
“Возможности по постоянному быстрому росту бюджетных расходов исчерпаны”, - сказано в послании. Владимир Путин напомнил, что в 2007 году, накануне кризиса, федеральный бюджет исполнялся с весьма приличным профицитом (5,4 процента к ВВП). А вот бюджет прошлого года при среднегодовой цене на нефть в полтора раза большей, чем 5 лет назад, был сведен с дефицитом. Вроде бы незначительным (0,006 процента ВВП), однако весьма показательным. Это еще один недвусмысленный сигнал для российской власти…
Президент видит выход в лучшем управлении бюджетом и выделении в нем приоритетных позиций, обозначенных в майских указах. Во-вторых, в эффективном использовании накопленных национальных резервов (в прошлом году они увеличились почти на триллион в рублевом выражении и составляют сейчас 4,576 триллиона), и в продуманной фискальной политике. Она должна, поучает президент правительство, “стимулировать состоятельных россиян к вложению средств в отечественную экономику”. Вывод капиталов в офшоры надо сделать крайне невыгодной операцией. Необходимо также облагать более высокими налоговыми ставками дорогую недвижимость. Таков в общих чертах президентский план.
Глава государства раскритиковал разработчиков пенсионной реформы, в которой до сих пор нет главного — параметров пенсионной формулы: “Без решения этого вопроса нет определенности в объеме трансферта из федерального бюджета и роли Фонда национального благосостояния в обеспечении устойчивости пенсионной системы”. Трактуя понятие “справедливой формулы”, Путин заметил, что она должна гораздо в большей степени, чем сегодня, учитывать стаж и размер зарплаты. Такой подход, несомненно, должен поменять психологию тех работников, что согласны сегодня на “зарплату в конверте”, и будет способствовать их выходу из “теневой занятости”.
Правда, президент обошел вниманием то обстоятельство, что средняя зарплата в регионах и по стране — далеко не одно и то же. Добро бы речь шла о разнице в заработках “на северах” с их особыми условиями работы и быта и в целом на обжитом “материке” — так ведь нет: даже у бюджетников с одним и тем же кругом должностных обязанностей зарплата порой кратно различается в зависимости от места проживания - в сибирской провинции или, например, в Москве. Собственно уже сегодня благодаря всяческим надбавкам пенсия в ряде “избранных мест” много выше, чем, скажем, в Кузбассе. А если в упомянутой формуле будет сделан дополнительный акцент на уровень зарплаты, “региональная дискриминация” пенсионеров станет еще более очевидной…
Бюджетное послание заставляет задуматься, отчего мы вновь и вновь возвращаемся к вопросам, уже поднимавшимся бесконечное количество раз. Как объяснить, например, почему роль нефтегазовых доходов в пополнении казны упрямо возрастает вопреки многолетним декларациям о курсе на диверсификацию экономики, её модернизацию и “новую индустриализацию”? И почему неизменное удовлетворение руководства страны увеличением объема национальных резервов не трансформируется в негодование по поводу того, что эта кубышка год от года финансирует экономики других стран?

Александр Денисов Политика 16 Июн 2013 года 1274 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.