Политика

Главное – ввязаться в мир, а там посмотрим

В Минске Владимир Путин и Петр Порошенко пожали друг другу руки. Не без колебания и вроде как по настоянию других переговорщиков, что не осталось незамеченным для журналистов, комментировавших встречу “нормандской четверки”. За рукопожатием последовали многочасовые беседы, в том числе тет-а-тет. “Противную сторону надо выслушать, как бы она ни была противна”, сказал один мудрый человек.
Прежде первые персоны Украины и России, особенно советского периода, не упускали случая троекратно почеломкаться при встрече, удостоверяя неразрывную дружбу двух народов. Кто тогда мог предположить, что пройдет по историческим меркам совсем немного времени, и главы наших государств будут испытывать явные затруднения при исполнении даже дежурной протокольной процедуры.
И есть отчего: в Донбассе с весны прошлого года идет война, что обернулось для России дополнительными санкциями. Киев считает, что с ним воюет Москва, в России же полагают, что Киев воюет со своим народом. (А есть и такая точка зрения, что война действительно гражданская — гражданин Обама выясняет отношения с гражданином Путиным.) Так оно или нет, только все устали и хотят мира. Для чего на переговоры в Минск впервые приехала “нормандская четверка” — главы России, Украины, Германии и Франции, а также (далеко не в первый раз) представители Контактной группы по урегулированию конфликта на Украине.
На бумаге итог встречи зафиксирован в двух документах под названием “Декларация лидеров России, Украины, Франции и Германии в поддержку комплекса мер по выполнению минских соглашений, принятого 12 февраля Контактной группой по урегулированию ситуации на Украине”, и собственно сам комплекс мер. Оба текста выложены на президентском сайте Кремля и опубликованы официальной прессой, так что всякий желающий может прочитать все, что прописано в этих документах.
Сложнее с тем, что в них не прописано. А там, например, нет ни слова о внеблоковом статусе Украины или, скажем, о возможности ввода миротворческих сил ООН в зону конфликта. Отсутствует всякое упоминание о предоставлении реальной автономии Донбасса, вместо которой предлагаются некие меры по децентрализации власти с намерением распространить их на “отдельные районы”. И хотя на Киев возложена обязанность по нормализации “социалки” в регионе (выплата зарплаты бюджетникам, пенсий, пособий, возобновление банковского обслуживания и пр.), в документах ничего не сказано о том, кто будет финансировать восстановление разрушенных войной инфраструктуры, предприятий, жилого фонда…
Комментаторы говорят, что рамочное соглашение и не могло разрешить весь круг вопросов о мире. Только ведь их заморозка в сущности возвращает ситуацию к весне прошлого года. Часть этих проблем и вызвала тогда вооруженное противостояние.
Если война — наука побеждать, то переговоры — наука убеждать. Судя по всему стороны в этом мало преуспели. Единственное реальное достижение встречи в Минске — соглашение о прекращении огня в ночь на 15 февраля и о последующем отводе под контролем ОБСЕ артиллерийских систем на расстояние, гарантирующее отказ от “пушечных дуэлей”.
Правда, такие договоренности уже не раз заключались. С известным результатом. Но даже непродолжительные паузы в военных действиях, вне всякого сомнения, лучше бесконечной бойни. Так что, перефразируя одного знаменитого вояку, главное — ввязаться в мир, а там посмотрим. Ведра кофе, которые, по свидетельству Александра Лукашенко, были выпиты во время многочасового минского сидения, в любом случае предпочтительнее ведер пролитой крови.

Александр Денисов Политика 14 Фев 2015 года 911 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.