Политика

Генералы и генератор

На этой неделе информагентства сообщили, что Следственный комитет России завершил расследование аварии на шахте “Ульяновская”. Это уже третье по счету уведомление о предстоящей передаче в суд дела, связанного с трагедией, которая случилась 19 марта 2007 года и унесла жизни 110 человек.
Первое предшествовало судебному разбирательству в Новокузнецке, состоявшемуся в ноябре 2010 года. (Тогда были осуждены на 3,5 года колонии-поселения шахтный диспетчер и на 3 года условно инженер участка вентиляции.) Второе сообщение о завершении следствия выдало ИТАР-ТАСС 21 октября 2011 года. Но, видимо, в деле что-то не заладилось. И вот спустя шесть лет после трагедии следствие наконец направило на утверждение еще одно обвинительное заключение. Его могло бы и не быть, не случись 8 и 9 мая 2010-го двух взрывов в Междуреченске, на шахте “Распадская”…
Через неделю после той катастрофы состоялась видеоконференция, связавшая выездное правительственное заседание в Новокузнецкой горадминистрации с кабинетом премьер-министра в Москве. И Владимир Путин посчитал нужным напомнить своим собеседникам некоторые обстоятельства аварии на “Ульяновской”: “В акте технического расследования было прямо указано, что администрация шахты разработала специальную компьютерную программу загрубления данных приборов, предупреждающих об опасности. В акте указаны 42 человека, которые этим занимались. А в результате к уголовной ответственности привлечены только 2 второстепенных фигуранта. Знаю, что среди погибших тогда были и руководители этой шахты. И тем не менее я сомневаюсь и в полноте, и в объективности расследования”.
Если не ошибаюсь, уже на другой день Следственный комитет России сообщил о возобновлении разбирательства о случившемся на “Ульяновской”. Можно, конечно, съязвить насчет того, что, согласно особенностям отечественной юстиции, сомнение Владимира Путина трактуется всегда не в пользу тех, в ком он сомневается. Но если бы глава кабмина не помянул тогда самую крупную в постсоветской истории аварию в шахте, никакого нового расследования просто не было бы.
По информации, выложенной в среду на сайте СКР, суду будут представлены обвинительные материалы по девяти фигурантам дела, включая директора “Ульяновской” Андрея Функа и начальника Куйбышевского горно-технического отдела Сергея Слепцова. Цитирую: “Авария явилась следствием того, что для выполнения плана добычи угля руководители шахты с июня 2006 года до момента взрыва игнорировали требования безопасности при ведении горных работ. Работавшие в подземных выработках из-за угроз увольнения или снижения размера премий продолжали добычу, несмотря на повсеместное наличие взрывоопасной концентрации метана и угольной пыли…”
Больше того, как явствует из материалов следствия, по указаниям директора, главного инженера и других руководителей шахты их подчиненные вносили неисправности в проводные сети и компьютерное обеспечение системы защиты, которые не позволяли автоматически остановить работу в ситуации высокой метановой опасности. Реальные показания аппаратуры скрывались от Ростехнадзора, сотрудники которого, в свою очередь, не особо совали нос в шахтные дела. Всего по делу проходили 22 подозреваемых. “Вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении пяти погибших руководителей предприятия”.
…В конце прошлого года председатель Федерации профорганизаций Кузбасса Олег Маршалко заметил, что в 2012 году зафиксированы самые низкие показатели травматизма за всю историю угольной отрасли — 21 случай со смертельным исходом. “Хотя гордиться, конечно, нечем”, — добавил он. Тут он абсолютно прав, но с цифрами, по-моему, несколько напутал. Если верить статистике Ростехнадзора, в 2006 году в углепроме было зафиксировано и того меньше — 18 смертельных травм, о чем не без оптимизма было объявлено по весне следующего года. И тут рвануло на “Ульяновской” и “Юбилейной”. Только в этих авариях погибло 149 горняков. Восьмой и девятый годы были сравнительно благополучными по статистике, а в 2010-м случилась катастрофа на “Распадской”. Затем последовали два года без крупных аварий. И вот в феврале нынешнего погибло восемь горняков на шахте № 7 и 19 на “Воркутинской”.
При этом мы все время слышим о гигантских инвестициях “генералов углепрома” в безопасность труда. Но такое впечатление, что за контроль над ситуацией отвечают не “генералы”, а генератор случайных чисел.

Александр Денисов Политика 16 Фев 2013 года 1375 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.