Политика

Дубина административного гнева

Вчера исполнился ровно год со дня публикации списка запрещенных к ввозу в Россию продовольственных товаров ЕС, США, Австралии…
С тех пор правительство на всякую очередную попытку наказать экономику нашей страны отвечает “на принципах взаимности”. На эмбарго — контрэмбарго, на санкции — антисанкциями. Это, конечно, не так драматично, как если бы “по ракетам и антиракетам анти-антиракеты неслись”. Но без жертв и разрушений все равно не обходится. В жертву приносятся интересы потребителей и деловые связи, разрушения претерпевает здравый смысл.
Запад обвиняет Россию в нарушении норм ВТО. Россия уличает в том же Запад, на что у неё, пожалуй, куда больше оснований. Но делает это как-то вяло, скорее, “из принципа взаимности”. Так что иск если будет, то его, скорее всего, вчинят нам.
Мне видится такая сцена, навеянная фильмом “Мимино”. В зал суда приглашают свидетеля зашиты. “Скажите, испытывал ли подсудимый личную неприязнь к потерпевшему?” — “Даа… испытывал. Он мне сказал: “Такую личную неприязнь я испытываю к потерпевшему, что польские яблоки, голландский сыр, норвежскую семгу, австралийское мясо кушать не могу”…
Не Россия начала эту торговую войну, однако энтузиазм, с которым правительство прибегает к ответным мерам, явно вышел из берегов. По сообщению Федеральной таможенной службы, импорт в Россию из стран дальнего зарубежья в период с января по июль 2015 года упал на 38,8 процента.
Судя по тому, что “в минусе” даже поставки из стран вполне дружественных нам, немалая доля потерь связана с общим состоянием внешних рынков, зигзагами обменного курса рубля и падением платежеспособного спроса в России. Но главная причина едва ли не беспрецедентного падения импорта в том, что дубина административного гнева чрезмерно усердст-вует.
Годовщина антисанкций была отмечена первой акцией по уничтожению сотен тонн контрабандного продовольствия. Видимо, под эту же дату Минпромторг подгадал озвученное на днях предложение расширить втрое список медицинских изделий, закупка которых за рубежом для нужд муниципальных и государственных клиник допускается только при отсутствии конкурирующих предложений от производителей из стран Таможенного союза ЕАЭС — России, Армении, Белоруссии и Казахстана. В обновленном списке упоминаются дефибрилляторы, передвижные рентгеновские аппараты, аппараты искусственной вентиляции легких, несколько видов протезов, расходные материалы и даже презервативы (закупаются госмедициной для проведения УЗИ).
“В Кремле не думали об этом”, — сказал пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов по поводу последнего пункта. Чем, разумеется, спровоцировал социальные сети на перелицовку трогательных советских стихов о не гаснущем окне в кабинете под кремлевскими звездами, где вождь, который никогда не спит, неустанно думает о насущных народных нуждах.
Конечно, стёб и трёп. Но в них намёк на то, что нынешним обитателям Кремля тоже есть о чем поразмышлять. Например, о том, как поднять качество отечественного медоборудования, прежде чем выпроводить зарубежного поставщика. О том, как быть с объявленными вроде бы всерьез и надолго программами импортозамещения, когда санкции все-таки будут отменены. И о том, стоит ли принимать обычное сезонное удешевление овощей-фруктов за устойчивую тенденцию к понижению цен на продовольствие в стране, во что так хочется поверить правительству.

Александр Денисов Политика 08 Авг 2015 года 3512 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.