Политика

Чуден Днепр в чаду от покрышек

Политтехнологи гадают, по сценарию каких революций развиваются события на Украине — по киргизскому, сирийскому или североафриканскому? Какое оскорбление чувству незалежности — сравнивать с “афроазиатчиной” европейскую страну, обладающую самостийной политической историей! Если уж искать сходные сюжеты, то стоит обратиться к летописи самих майданов или даже к киевской зиме 95-летней давности, описанной в “Белой гвардии”.
Прав был Михаил Булгаков: “Была бы кутерьма, а люди найдутся”. Во всякой кутерьме — что тогда, что теперь — с людьми происходят невероятные вещи. Земский чиновник превращается в главу директории и становится мифологическим отцом нации, “красный директор” — изобретательным вором, скверный сельский учитель — искушенным в военном деле петлюровским полковником, боксер-профессионал — лидером оппозиционной партии, любитель опия — набожным толкователем Библии, бывший комсорг — олигархом, почтенный домовладелец — просто никем и ничем, а человек, судимый по молодости лет за грабеж, — президентом, который усадил за решетку главного своего политического конкурента…
Все смешалось в киевском доме. И поди разбери, где литературные персонажи, а где действующие лица истории — дней минувших и наших времен.
Булгаков видел первопричину современной ему заварухи в “корявом мужичонковом гневе”, вооруженном “великой дубиной, без которой не обходится никакое начинание на Руси… Нужно было вот этот самый мужицкий гнев подманить по одной какой-нибудь дороге, ибо так уж колдовски устроено на белом свете, что, сколько бы он ни бежал, он всегда фатально оказывается на одном и том же перекрестке”.
Нынче по перекресткам правительственного квартала с дубиной народного гнева бегают все больше ультранационалисты с футбольными фанатами, что в принципе одно и то же. Да не всякий “Беркут” долетит до центра Киева, чтобы обуздать экстремистов. Робеет спецназ, только не гопников, а “обвинений международной общественности в непропорциональном применении силы против протестующих граждан”.
Настоящий “мужичонков гнев” тоже имеется. Только он с булгаковских времен сильно урбанизировался и будет проявлен, скорее всего, позже, во время ближайших выборов — в Донецке, Харькове, Днепропетровске, Запорожье и других индустриальных городах, где электорат поддержал в свое время лидера Партии регионов, а теперь ропщет по поводу его зигзагообразной политики.
Российское руководство заявляет о недопустимости давления Запада на Украину и отвергает обвинения в том, что само оно учит жить своего соседа. Зато помогает ему материально. По-братски, конечно. Только нет никакой гарантии, что помощь дойдет до адресата и не будет использована в бизнес-интересах “семьи Януковича”.
Недавно Киев получил от Москвы первый транш в 3 миллиарда долларов в счет известных договоренностей. Между тем одной десятой этой суммы хватило бы, чтобы покрыть дефицит в казне такого региона, как Кузбасс. Однако нам, как и многим другим российским субъектам, такого срочного перевода не предвидится - в стране с финансами напряженка.
Больше того, на днях стало известно, что правительство решило запретить регионам, имеющим серьезную долговую нагрузку, брать взаймы за рубежом (там кредиты дешевле внутренних) и выходить на внешний рынок с облигациями. А Кемеровская область, как на грех, входит в тройку лидеров среди субъектов, где долги превысили собственные доходы.
…То-то в последнее время в прессе все чаще встречается сочетание “на Кузбассе”. Сроду писали и говорили “в Кузбассе”, а теперь вдруг “на” тебе. Никак по образцу политического канцелярита, который велит былую норму “на Украине” заменить “в Украине”. А поскольку Кузбасс суверенным статусом не обладает, ему, значит, по региональному чину политкорректный предлог не полагается.
Вроде небольшая разница. Русский язык универсален — можно послать как “на”, так и “в”. Но только не такие транши, как в Украину.

Александр Денисов Политика 25 Янв 2014 года 1414 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.