Политика

Бесплатное дешёвым не бывает

Реформы, как подметил кто-то из сведущих политиков, начинаются там, где кончаются деньги. И, наверное, потому образовательные реформы — будь то советские или российская — растягиваются на десятилетия. С финансированием этой сферы у нас всегда большие проблемы. А потом по прошествии лет пытаешься вспомнить, каков итог этих “перманентных революций”, и в голову ничего не приходит, кроме арифметического казуса: сын, как и ты, учился в средней школе десять лет, а выпускной у него был почему-то после одиннадцатого класса…
И вот на этой неделе Госдума приняла в первом чтении законопроект “Об образовании”, который призван “расставить парты” как положено. Выступивший перед депутатами Госдумы министр образования и науки Дмитрий Ливанов изложил основные установки закона. По словам министра, образование станет доступнее. “Закон расширяет госгарантии бесплатности образования”: в соответствии с Конституцией за гражданами закрепляются права на бесплатное дошкольное, школьное, среднее профобразование, а также на высшее образование — на конкурсной основе. Законопроект “фиксирует меры социальной поддержки учащихся”, под которыми подразумеваются право на бесплатные учебники, питание, поездки в школу, предоставление общежитий, стипендии. И, кроме того, он закрепляет право на образование людей с ограниченными возможностями здоровья, которые сегодня далеко не всегда могут учиться вместе со всеми остальными.
По словам министра, законопроект серьезно повышает социальный статус учителя, закрепляя обязанность государства обеспечить ему достойную зарплату (не ниже ее средних значений в промышленности по региону). Родители “получают возможность выбирать учебные предметы для своих детей, участвовать в управлении образовательных организаций”, — отметил Ливанов, конечно же, дополнив свои тезисы высказываниями о пользе “открытости и прозрачности образовательного процесса”. И заключил: “Центральным элементом законопроекта стал сам человек, создание условий для его развития, профессионального роста в любом возрасте”.
Пафосную тональность этого выступления попытались снизить справоросы, голосовавшие против. Законопроект, считают они, всего лишь развивает “тенденцию к коммерциализации образования”. О чем, по их мнению, свидетельствует курс на снижение расходов федерального бюджета на просвещение, начиная с будущего года. И с очень основательной критикой правительственного проекта выступил депутат от КПРФ Олег Смолин. Коммунисты выдвинули свой законопроект, исходя из которого считают, например, что ЕГЭ может быть по желанию выпускника заменен традиционным экзаменом. А еще настаивают на необходимости недвусмысленно прописать в законе принципы академических свобод — прежде всего закрепить выборность ректоров. Ну и, как всегда, они высказали сомнения по поводу бездумного копирования моделей, предлагаемых Болонским процессом. Как напомнил нобелевский лауреат Жорес Алферов, в СССР действовала своя — и весьма эффективная - образовательная система.
Однако основные разногласия между сторонниками и противниками законопроекта заключаются в вопросе об объемах финансирования российского образования. Оппозиция полагает, что продиктованные госбюджету партией власти 3,5 процента от ВВП — это слишком мало, требуется, как минимум, в полтора раза больше, а лучше в два. Единоросы же напоминают, что запланированное в федеральной казне понижение расходов на образование (с 603,5 миллиарда рублей в 2012 году до 558,9 миллиарда в 2013-м и 499,5 — в 2014-м) будет компенсировано региональными бюджетами и средствами, которые способны зарабатывать сами образовательные учреждения. В чем сильно сомневаются коммунисты и справоросы, убежденные в том, что этими отговорками вымощена дорога к платному образованию…
Я попробовал разыскать в Интернете данные по расходам на образование у нас за последнюю без малого сотню лет. Это оказалось неподъемной задачей, поскольку наполнение упомянутой статьи менялось из-за постоянных укрупнений-разукрупнений блока министерств и ведомств, ответственных за просвещение. Ну и, конечно, менялось содержание рубля. Более или менее уверенно можно утверждать лишь то, что самые интенсивные ассигнования (в процентном отношении к госбюджету в целом) в сферу образования делались, как ни странно, во второй половине двадцатых годов прошлого века — 12-13 процентов всего союзного бюджета. Так что деньги — залог культурной революции.
А Болонский процесс… Что ж, болоньевые плащи тоже когда-то были в большой моде.

Александр Денисов Политика 20 Окт 2012 года 1224 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.