Общество

Русский Север

(Окончание.

Начало в № 109, 112, 115, 116, 121.)

Вот те на! После вчерашнего солнца опять пасмурно и холодно. Периодически идет дождь. Сегодня у нас по программе скитания по скитам.

Сначала посещаем центральный Спасо-Преображенский храм и монастырь. Очень активно ведутся работы по реставрации и новому строительству. Но поражает то, что православные святыни восстанавливают в основном специалисты из мусульманских республик. Вот она, настоящая религиозная толерантность!

Далее едем к Никольскому скиту, который расположен на небольшом островке. Никольский скит — единственный на Валааме, на котором росписи стен остались в первозданном виде. Там мы познакомились с паломницей, пожилой женщиной из Питера, которая очень много и интересно нам рассказывала об иконах, о сюжетах картин на стенах и вообще объяснила многие вещи, которые мы до этого просто не понимали.

130_02_2015.jpgТак продолжаем колесить по острову в поисках очередной благодати. Она свалилась на нас, когда мы прибыли в скит Всех Святых.  Там тишина, покой и благолепие великолепных цветников. Сидим на лавочке, принимаем поток энергии, и не надо никуда спешить. Суета этого мира остается курить в сторонке, но точно знает, что вот скоро мы встанем, выйдем из скита, и она снова заграбастает нас в свои цепкие лапы.

Впечатляет, насколько ухожены все храмы, скиты и часовни. Везде работают волонтеры, в основном женщины. Без устали полют и обрабатывают цветники и газоны. Много паломников гуляет пешком от скита к скиту, от часовни к часовне. Очень четко видно различие паломников и простых туристов, приезжающих за магнитиками. Мы, наверное, относимся к обеим категориям одновременно.

Подъехали к только что срубленной, еще обсыпанной стружкой часовенке. Из-за двери доносится удивительное мужское пение. Не решаемся войти, стоим, слушаем. Наконец пение заканчивается, и из часовни выходит молодой монах.

— Хорошо пели, — говорим мы.

— А я и не пел. Это ангелы пели, — отвечает монах и улыбается.

На причале разузнали, что завтра утром в Приозерск пойдет корабль “Святитель Николай”. Капитан сказал, что возьмет нас без проблем. Значит, завтра уезжаем. Уехать с Валаама в Приозерск бывает очень проблематично. Нам опять везет.

К 19 часам идем к Коневскому скиту на службу. Начинается сильный дождь. Народу в небольшом храме собралось много. Вчерашние трудные подростки со своими педагогами тоже здесь. Служба шла три часа. Признаюсь, выстоять ее всю без передышки очень сложно. Мы с Андреем первый раз в жизни присутствовали на таком богослужении от начала до конца. Фактически это тот же театр, и также меняются декорации и мизансцены, только вместо артистов священнослужители столетиями играют один и тот же спектакль, обращенный к одному-единственному зрителю. А прихожане вовсе не зрители, а соучастники этого спектакля. 130_05_2015.jpgИ как поют монахи! И наш знакомый Алексий тоже поет, яко ангел на небеси.

Периодически выходим на воздух отдохнуть, немного общаемся с подростками и их воспитателями. Они здесь живут не праздно. С раннего утра уходят трудиться на благо монастыря. В православии они не такие новички, как мы. Видно, что уже многое знают и понимают. Наставница их опять предлагает нам вечером посидеть у костра вместе. Но служба заканчивается в 22 часа, все очень утомились. И такой ливень хлещет! После службы все разбредаются по своим палаткам. Видно, не судьба нам беседовать с этими детьми. Да и что мы можем им дать разумного, доброго, вечного, кроме самодовольных пересказов своих эгоистичных путешествий. Всевышний и без нас уже коснулся их душ, раз они здесь. И все будет у них хорошо.

Утро, как обычно, пасмурное и холодное. Прибываем на пристань и в 9 часов отчаливаем. На кораблик набивается человек 50 народу. Подавляющее большинство сидит на палубе и трясется от холода.

Через четыре часа мы в Приозерске. Я уже бывал здесь ровно девять лет назад. Ничего с тех пор не изменилось. Приозерск также периодически переходил то к Швеции, то к Финляндии, то к России. И назывался то Кексгольм, то Кякисалми, то Корела. Сохранилась древняя крепость, где сейчас располагается музей. Обедаем в кафе и едем на экскурсию в музей-крепость “Корела”. Существует легенда, что здесь погиб и похоронен легендарный Рюрик.

Выезжаем из Приозерска и уходим с перенасыщенной машинами трассы на пустынную дорогу на Мельниково. После Бородинского начинаем искать стоянку на берегу какого-нибудь озера. Но озера все в стороне от дороги, и мы тупо забуриваемся в лес и ставим палатку на мокром мху. Зато чернику вокруг можно лопатой грести.

Кто только за последнюю неделю нам не перебегал, не переползал дорогу. Сколько было зайцев, лис и змей — не упомнишь. А о черных кошках и говорить неохота. Они прямо каждый день, даже вдали от жилья, целенаправленно перебегают нам дорогу. 130_04_2015.jpgНаверное, это уже стало хорошей приметой.

Утро традиционно пасмурное и холодное. Все та же хмарь, сырь и хлябь. В 7 часов 40 минут выезжаем. Через 50 километров, в 11 часов мы у стен Выборгской крепости. Посетили музей. Залезли на башню Святого Олафа, откуда нас чуть не сдуло ветром. Полюбовались Выборгом с высоты птичьего полета. Поколесили по тесным старинным улочкам с каменной мостовой. Выборг оставляет очень приятное впечатление города, пронизанного духом Западной Европы.

Выезжаем на Приморское шоссе. Порывы встречного ветра останавливают. Иногда кажется, что выгребаешь против водопада. Движуха на шоссе не хилая, и мы сворачиваем на тихую дорожку на Приморск. Через 15 километров мы в Приморске. Покупаем на ужин пельмени и тут же в городе выезжаем на сосново-песчаный берег Финского залива.

Андрей мечтал постоять на берегу Балтийского моря. Еще одну из многочисленных мечт можно вычеркнуть из списка как осуществившуюся.

Наконец-то утро солнечное, но холодное. И ветер, вопреки основному велосипедному закону, попутный. Несемся под парусом.

После Ермилово очень много красивых мест для стоянки в соснах на берегу залива. Соответственно и много палаточных городков.

К 11 часам за плечами 70 километров. После 11 часов шоссе оживилось, машин стало в разы больше, тем более что мы въехали, однако, на территорию питерской Ривьеры. Справа от шоссе велодорожка, а за ней песчаные пляжи. На дорожке множество велосипедистов и роллеров. Места очень красивые, но все вокруг так пафосно и многолюдно.

В Репино заскочили в Пенаты, музей-усадьбу Репина. Посетили его могилу.

Докатились до Сестрорецка. Сестрорецк нам тоже очень понравился. Несуетный, красивый городок. Ночевать снова решили на берегу залива. 130_03_2015.jpgСвернули наобум на дорожку в сторону залива. Кривая дорожка вывела куда следует. Сосны и песчаные пляжи. Отдыхающих много. Но вот беда: рядом проводится рок-фестиваль. Причем рок какой-то сверхтяжелый. Грохочет музыка, натурально вызывающая скрежет зубовный. Попробовали потерпеть, но, видимо, церковные песнопения нас разбаловали, и в какой-то момент стало совсем плохо. Перебазируемся подальше, приблизительно километра на полтора, но грохот и вой все равно доносятся сюда по воде, и спрятаться от него некуда. Будем считать это очередным полагающимся нам домашним заданием по выработке смирения.

Утро солнечное, холодное. Сегодня нам предстоит решить некую задачу. Нам надо проехать по дамбе в Кронштадт и далее в Ломоносов. Проблема в том, что дорога по дамбе является магистралью, а после Кронштадта на ней еще и тоннель имеется. На велосипедах ездить по магистралям, тем более по тоннелям, как известно, нельзя.

Выехали пораньше. По дамбе промчались 14 километров до Кронштадта со скоростью 30 километров в час. Три полосы в одном направлении и мало машин. Опасались ГИБДД, и одна полицейская машина даже нас обогнала, но не удостоила вниманием.

В Кронштадте выясняется, что сегодня День ВМФ. В столице Русского флота идет напряженная подготовка к празднику. Это мы опять удачно попали.

Засели в кафе пить кофе, заряжаться и ждать 9 часов, когда откроется величественный собор Николая Чудотворца.

Морской собор святителя Николая Чудотворца — покровителя моряков и велосипедистов, последний и самый крупный из морских соборов Российской империи, был задуман как храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Это самый сильный по воздействию на мою психику храм из всех, где я был. Особенно поражает акустика храма. Голос бормочущего молитву где-то на балконе священника разносится по всем закоулкам храма.

А тем временем на берегу начинается праздник. Весь прибрежный парк заполнен народом. Начинается театрализованное представление. Работа спецназа ВМФ со стрельбой, взрывами и прочими спецэффектами.

До конца мы не досмотрели, потому что нас ждут еще парк-музей Ораниенбаум и Петергоф.

Опять выезжаем на дамбу и молотим во все лопатки. За сотню метров до тоннеля нас останавливает охранник. Сердце падает, но мы слышим такие речи:

— Мужики, я понимаю, что знаков запрещающих нигде не было и деться вам сейчас отсюда некуда. Так как я сам велосипедист, то задерживать вас не собираюсь. Давайте мчитесь вперед без остановки. На въезде в тоннель вас будут пытаться остановить, а вы ломите вперед. Если что, я вас не видел и ничего этого не говорил.

Нас долго уговаривать не надо. Мы ломанули и очередного охранника, машущего палочкой, проигнорировали. В тоннеле было, мягко говоря, неуютно, но проскочили. Облегчение наступило, только когда проехали знак “конец магистрали”. Это, конечно, была авантюра, которая могла кончиться неприятно. Но мы чувствовали над собой защиту Провидения, и риск оправдался. В Европе нам гарантированно закатили бы штраф, несоразмерный с нашим скромным бюджетом, и Провидение бы не помогло. А вообще, это безобразие, что в Кронштадт нельзя нормально приехать на велосипеде.

Ура! По парку-музею Ораниенбаум можно легально кататься на велосипеде. Девять лет назад было нельзя. А там такие расстояния, что только на велосипеде и надо перемещаться. Во дворцы и музеи мы не заглядываем, ограничиваемся внешним осмотром. Катаемся по великолепным аллеям с дубами и липами в три обхвата. Стоит одурманивающий аромат липы. Сидим на лавочках у пруда, как когда-то сидели тут фрейлины всякие и царедворцы, пытаемся опять отрешиться от суеты внешнего мира. Но начинается дождь — разносчик мировой суеты. Ибо надо вскакивать и что-то делать, одеваться или искать укрытие. Мы просто двигаемся дальше.

В Петергофе пристегнули велосипеды возле касс и пошли в нижний парк. Погода опять наладилась. Гуляем, наслаждаемся.

Еще такой нюанс: уже завтра в Санкт-Петербург приедут наши жены, а у меня еще и сын и дочка и внучка. И мы целую неделю будем с ними наслаждаться северной Венецией. Андрей вот точно знает, что обязательно повезет сюда жену. Поэтому можно и закончить прогулку. Тем более что переживаем за сохранность велосипедов.

Едем по трассе до Стрельны и сворачиваем на Волхонское шоссе. Курс наш лежит на Пушкин. Едем не по треку. Волхонское шоссе вдруг закончилось тупиком, уткнувшись в гигантскую развязку, ведущую на КАД. Тут мы стали плутать. Но нашлись добрые люди, показали и даже проводили до тропинки под виадуками, по которой можно пройти и вновь выехать на Волхонское шоссе.

Приехали в Пушкин прямо к “Дворцам”. У Андрея возникла идея найти “гест хаус” и там переночевать, чтобы помытыми и побритыми достойно встретить своих жен. Возле Екатерининского дворца увидели компанию парней с велосипедами. Спросили насчет “гестов”. У них, как у всех нормальных людей, Интернет при себе. Они тут же обзвонили все царскосельские гостиницы и частные притоны. Нашли самый дешевый и самоотверженно проводили через весь город к гостинице, которая находится на отшибе, за железной дорогой. Ребята — Игорь Котельников, Андрей Коробков, Антон — великое вам спасибо!

Утро дождливое. К 9 часам едем к “Дворцам”. Сначала катаемся по Александровскому парку. Хотя на въезде висит знак, что на велосипедах передвигаться запрещено, охранники нам говорят, что можно, и пропускают. Объехав все закоулки великолепного парка, выезжаем и опять пристегиваем велосипеды к ограде у входа в Екатерининский парк. Теперь уже пешком идем гулять по Екатерининскому парку. Бродим среди неумолчного гомона и суеты многочисленных китайских туристов. Давненько мы их не встречали. Все эти парки — шедевры паркового искусства, и нам сюда еще предстоит вернуться с женами.

И вот уже пришло время ехать в Пулково встречать жен.

Все. В Пулково мы считаем, что путешествие наше успешно завершено. Пакуем велосипеды. Впереди у нас неделя семейных экскурсий по Питеру и отдыха на берегах озера Отрадного. Наша походная закалка позволила нам проглотить за эту неделю столько, сколько иной петербуржец за полжизни не переварит. Но этот питательно-познавательный процесс уже за рамками нашего путешествия.

Ну и резюме. Хороший велосипед, хорошее путешествие, замешанное на медитативном созерцании подлунного мира. Что еще нужно, чтобы отсрочить неминуемое наступление старости?