Культура

“Жизнь классная штука, ребята!”

Интервью режиссёра спектакля “Полёт над гнездом кукушки”, заслуженого артиста РФ Рината Фазлеева
— Ринат Маланурович, прежде всего, с премьерой, очень качественной, достойной работой вас!
— Спасибо, надеюсь!
— Самый главный вопрос: почему вы не дали Макмэрфи убежать, он же мог воспользоваться ситуацией?
— По нашей логике — да. По его логике — нет. Иначе он предал бы. Предал этого мальчика Билли, понимаете? Он не мог уйти, он должен был наказать Ретчед за то, что она довела его до самоубийства. Уйти — значит струсить! 
— Очень тонкий нюанс: с одной стороны — жажда жизни, с другой — анархия. Где тут грань? В смысле, действительно ли такие яркие люди, как Макмэрфи  должны находиться “под наблюдением общества”?
— Грань, безусловно, есть. И это наша совесть. Наш разум. Но здесь, в этой истории, борьба в другой плоскости. Здесь противопоставлены свободолюбие и система тотального подчинения. Этой системе неважно, что запрещать, главное — запрещать. Чтобы все подчинялись. Ощущение власти, вседозволенности. “Я творю, что хочу!” — вот, что читается в характере Ретчед.
— А пациенты этой американской “палаты номер 6”, кто они? Этот постоянный рефрен Макмэрфи: “что с вами? где ваш дух”?
— Это люди, которые добровольно отдали свое человеческое достоинство на растоптание, только из-за страха быть наказанными. Парадокс в том, что они спрятались в больницу от агрессии общества. Тот же юный Билли (Андрей Грачев) говорит: “Там надо мной смеются!” А Хардинг (Игорь Омельченко) спрятался от насмешек собственной жены. И они здесь добровольно, потому что им кажется: на воле им хуже. Они не подозревают, что здесь подвергают себя куда большей опасности.
— И в чем выход?
— Бороться! И там, и здесь! Бороться за человеческое достоинство. Не позволять издеваться над собой. Другого выхода нет.
— И быть самим собой?
— Конечно!
— Как известно, Кен Кизи не одобрил, что в известном фильме роль индейца — вождя Бромдена — стала второстепенной.
— Да, в романе повествование идет от имени вождя (Игорь Марганец), именно он вспоминает эту историю. А в фильме, в итерпретации Милоша Формана, где в главной роли Джек Николсон, как и в нашем спектакле, главный герой - Макмэрфи. Потому, что именно он приносит дух свободы, будит других, заставляет проснуться от этой спячки.
— Кстати, очень хороший визуальный образ  свободы, начиная с панорамы Великого каньона, где вольно папят кондоры и резвятся мустанги — картина, которая манит и преследует вождя — до мяча, что пасуют друг другу пациенты, когда Макмэрфи учит их играть в баскетбол. Мяч, как эстафета свободы, парит по сцене, вылетает в зрительный зал.
— Спасибо.
— И, конечно, подружка Макмерфи Кэнди (Екатерина Санникова). “Доступной женщиной” называет ее сестра Ретчед. Но недаром именно ей зрители отдают симпатии, дарят после спектакля цветы, шоколадки.
— Девушка тоже, как ни странно, образ свободного мира, любви, счастья, олицетворение самого лучшего. И, когда она приходит в палату на вечеринку, танцевальные диалоги, которые ведет она с пациентами — продолжение ее живого общения с этими больными, беспомощными людьми. И она дарит им свое тепло, возвращает человеческое ощущение любви, нежности.
— И при этом каждый оказывается личностью, окрашенной по-своему, в отличие от тех одинаковых, что расхаживают в халатах и пижамах.
— Совершенно верно.
— В финале у вас, как и в фильме, вождь убивает прооперированного, лишенного разума и воли Макмэрфи, вырывает тяжеленную тумбочку и ломает ею больничную решетку. То есть ничего не зря? Любая попытка имеет значение?
— Абсолютно! Макмэрфи пожертвовал собою не зря, потому что вождь обрел свободу. И остальные пациенты клиники после этого будут вести себя иначе. Конечно, этот шаг к свободе бывает болезненным, но он обязательно должен быть внутренним решением. 
— Свободная жизнь благодаря образу Макмеэрфи показана в спектакле так сочно, ярко.  Этот человек каждое мгновение жизни превращает в праздник.
— Да, он как бы говорит: “Ребята, да вы что! Жизнь сама по себе - прекрасна!”. И это ощущение прекрасной жизни очень заразительно.
— По-моему, все участники спектакля продемонстрировали отличный актерский ансамбль, нет проходных работ. И в драматических, и в хореографических сценах каждый образ выпуклый, запоминающийся. Каждая актерская краска добавляет что-то важное в картину общей истории.
— Труппа прекрасная, что и говорить. Актерам подвластен любой материал — и классика, и современная драматургия. Очень хороший потенциал!
Записала
Анна Миргородская.
P.S. Народный артист России Ринат Фазлеев посвятил себя режиссуре почти 30 лет назад. На его счету около ста спектаклей, поставленных в разных городах России. “Полет над гнездом кукушки” — не первая работа мастера в Новокузнецке,  прежде им были поставлены “На всякого мудреца довольно простоты” А. Островского, “Гарнир по-французки” М. Камолетти, “Звездный час” К. Людвига, “Семья вурдалака” В. Сигарева. 
Записала Анна Миргородская. Культура 18 Апр 2017 года 1008 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.