Культура

Вслед за героями книг

073_19_2012.jpg Лучшие книги списаны с жизни. Их выдуманные герои идут по настоящим улицам, там, где сегодня идем мы, жадно всматриваясь в стены домов, которые служили своеобразными декорациями, в которых происходило действие книг, ища какие-то следы пребывания здесь любимого персонажа. Следов, как правило, мало. И тогда мы сами начинаем имитировать, так сказать, овеществлять то, чего в общем-то и не было. Так выдумка писателя становится самой жизнью. И его поклонники, читая книгу, прокладывают литературные маршруты, которыми шли его герои. Это произошло с книгами Джойса, Сэлинджера, Сервантеса, Гашека, конечно, Булгакова и других писателей. Увы, такого маршрута нет в Новокузнецке. Хотя его можно проложить, скажем, по книгам безусловно талантливого нашего прозаика Геннадия Емельянова, 80-летие со дня рождения которого год назад город отпраздновал, увы, без видимого энтузиазма. Мы напоминали, что не худо бы переиздать книги писателя, но не были услышаны. А зря. О чем, думаю, наглядно свидетельствует отрывок, который мы помещаем в конце материала. К слову, это отрывок из романа “Двое из-за бугра”, который Геннадий Арсентьевич готовил к печати, но который увидел свет после его, увы, смерти.

По следам героев Джойса (Дублин)

Персонажей большинства произведений Джеймса Джойса невозможно представить отдельно от улиц, домов, кафе, церквей и общей атмосферы Дублина. Ирландская столица сама стала своеобразным метаместом в его творениях, средоточием политики и интриг, религиозности и недовольства, семейных уз и давления общества. На улицах Дублина разворачивается эпическая одиссея Леопольда Блума, описанная в одном из лучших романов прошлого века — “Улисс”. Его маршрут уже давно стал одной из главных достопримечательностей города. На стенах тех мест, где побывал Блум, установлены памятные таблички с цитатами из книги, так что повторить его маршрут не составит большого труда, даже если под рукой нет подробной карты.

Особенно рекомендуется посетить Дублин 16 июня, когда поклонники писателя отмечают Блумсдэй — день действия “Улисса”. В это время на дублинских улицах можно увидеть сотни людей, которые идут по следам Блума и устраивают читки романа. Но если побывать в столице Ирландии в этот день не удастся — ничего страшного. “Центр Джеймса Джойса” регулярно проводит пешие экскурсии по местам, которые связаны не только с “Улиссом”, но и с рассказами из сборника “Дублинцы”.

По следам Холдена Колфилда (Нью-Йорк)

Вокзал Гранд-централ, Музей естественной истории, отель “Эдмонтон” и, конечно, Централ-парк со знаменитым озером… Знакомые места? За ними легко угадываются точки маршрута самого известного литературного бунтаря — Холдена Колфилда. Вышедший 60 лет назад роман Джерома Д. Сэлинджера “Над пропастью во ржи” до сих пор заставляет читателей всего мира задаваться вопросом: “Куда улетают утки зимой?” А Манхэттен, по которому гуляет Холден, не так уж сильно изменился с тех пор. И если идти по его следам, то картина будет примерно та же. Те же музеи, дома и улицы — только реклама, машины и одежда на людях другие. Путешествие можно совершить, как четко следуя маршруту, указанному в книге, так и разбив его на несколько частей. Но вне зависимости от того, какой путь и способ передвижения выбраны, лучшее время года для прогулки по Нью-Йорку Колфилда — декабрь, а если быть точным, то рождественские каникулы. Читатели романа наверняка поймут почему.

По маршруту Гарри Поттера (Лондон - Оксфорд)

На романах английской писательницы Джоан Роулинг о приключениях Гарри Поттера выросло целое поколение детей во всем мире. Их общий тираж давно перевалил за сотни миллионов экземпляров, и подобный успех лишний раз напомнил, что век книг еще не окончен и они могут оторвать детей от экранов. Благодаря произведениям Роулинг на литературной карте Соединенного Королевства появились новые маршруты и достопримечательности. Самая известная из них находится на Лондонском вокзале — это платформа № 9 3/4. Именно с нее отправлялся поезд, увозивший Гарри и его друзей в Хогвартс. С ее посещения начинается и комбинированный экскурсионный тур по следам героев Джоан Роулинг. Роль школы волшебников в нем отведена помещениям Оксфордского университета, самое знаменитое из которых — это Большой зал, который отсылает поклонников юного мага к Обеденному залу Хогвартса. До Оксфорда экскурсантов доставляет машина или микроавтобус (в зависимости от размера группы). Также в маршрут включены Лондонский зоопарк и Лиденхолл-маркет.

По следам героев Булгакова (Москва)

Москва Булгакова больше чем Москва. Патриаршие, “Грибоедов” (не писатель, а ресторан), “нехорошая квартира”, дом №13 Эльпитрабкоммуна — за этими знакомыми многим названиями, и не только за ними, скрывается целый мир, который Мастер создал в своих произведениях. В них Москва может быть мистической, грубой, веселой, просто другой, но одновременно с этим близкой каждому читателю. Несмотря на то что названия некоторых реальных топонимов писатель изменил, проследить пути его героев в большинстве случаев все же можно. Самый популярный из них — это, разумеется, маршрут по следам персонажей “Мастера и Маргариты”. Он является, по сути, литературной визитной карточкой столицы. И в наши дни любой желающий может увидеть места действия одного из самых загадочных произведений прошлого века как с пешей, так и с автобусной экскурсией. А “Дом Булгакова” даже проводит ночные спектакли-экскурсии, которые позволяют глубже погрузиться в Москву писателя.

По следам героев книги Геннадия Емельянова (Новокузнецк)

Перед широкой резной дверью стояли две старинные пушки стволами врастык, вывеска была — золотые буквы на чёрном фоне, на которой излагалось назначение официального заведения.

Бык огладил стволы пушек, засунул руку в их тёмное нутро и недоумённо пожал плечами:

— Тут это… как его… Забито чем-то, а?

Пантера, Вася Селиверстов, вроде бы крадучись, на цыпочках, обкружил грозное оружие времён монгольского ига и тихо пощупал стволы, пытаясь засунуть руку поглубже, однако в жерла пушек были забиты железные шары.

— Уже не выстрелишь! — с долей разочарования сказал Бык, Петя Верёвкин. — А ить стреляли поди и убивали даже. А на вид несерьёзные штуки, игрушки.

Соня присела на решётку, огораживающую скверик перед музеем, закурила длинную сигарету от зажигалки и улыбнулась несколько задумчиво. Во рту её сухо блеснул золотой зуб.

— Недавно ещё стреляли. Не знаю, правда или нет, но был, говорят, случай. В позапрошлом году, кажется.

И рассказала:

— Мужик один, во-он пятиэтажка напротив, жёлтая, пришёл к любовнице, она его вытурила — то ли другого принимала, то ли ссора случилась, хрен их поймёт. Да. Мужик в ярость ударился, взял две пачки пороха, он охотник и недалеко живёт. Взял, значит, пороху, зарядил эти пушки, честь по комедии, вместо ядер кирпичи сунул. Ну и стрельнул в направлении её окон. Один кирпич в газетный киоск угадал, другой собаку пришиб. Цель не была взята. Гром, конечно, публика сбилась. Милиция нагрянула, разве без неё обойтись. Спрашивают: “Ты что, парень, обалдел разве — пальбу устроил в людном, понимаешь, месте?!” А он: “Я, говорит, эту суку прищучу!” Суд был, честь по комедии. Взгрели мужика за хулиганство, ну а пушки железом забили, чтобы никто больше не пальнул.

— Значит, заряд был слабый, — задумчиво сказал Петя Верёвкин. — А попасть вполне можно.

— Пьяный был, — сказала Соня. — Где уж ему попасть. Ну, пошли дальше?

Валерий Немиров Культура 26 Июн 2012 года 2382 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.