Культура

У Нинкиной гробницы

Есть пьесы, даже у классиков, которые лучше читать, чем смотреть, хотя и написаны они для сцены. “Сон в летнюю ночь” Шекспира чисто игровая вещь, так много возможностей она дает режиссерам, сочиняющим свой спектакль. Поставившая эту известную комедию Шекспира в нашем театре Елена Оленина по-своему назвала спектакль. Не сон, а “Сны в летнюю ночь”.
Все события и действующие лица не могли вместиться на сцене. Партер разделили помостом, установленным в проходе между рядами, и персонажи выходят к зрителям из дверей амфитеатра. На авансцене вперемежку с какими-то коробками и корзинами с фруктами и даже на помосте спят люди. Записанный на пленку голос с просьбой отключить телефоны просит не будить актеров и зверей не кормить.
Я не считала всех этих спящих, может, поэтому в названии спектакля “Сны…”. Но получается, что снится-то им один сон. И место действия одно — в волшебном лесу среди сказочных персонажей.
Персонажи, с которых начинается спектакль, в современной одежде. На суперзанавесе — мегаполис с небоскребами. Не думаю, что это Афины, как в пьесе у Шекспира. Но и на Нью-Йорк не очень похоже. И афинский герцог Тезей здесь высокий, молодой, элегантный, достаточно развязный для сегодняшнего очень богатого человека (Никита Пивоваров) готовится к свадьбе с Ипполитой (Вера Кораблина). Программка, а значит, и театр не дает уточнений, как у автора - царица амазонок, обрученная с Тезеем. Никаких амазонок. Современная красавица. И концерт приглашенных артистов на их пьяной свадьбе будет походить на выступление артистов на корпоративе или в доме перед богатыми людьми.
Но не это главное. И даже не то, что герои оказались в лесу, в самом деле волшебном — сине-фиолетовом с зелеными, красными и розовыми тонами. Это не просто театральный свет. Это еще и чудеса обещанных “инновационных технологий” (сценография Марины Алимовой). Лизандр (Андрей Жилин) и Деметрий (Андрей Грачев) влюблены в Гермию (Маргарита Смирновская). Но она любит не того, кого назначил ей в мужья ее отец (Анатолий Нога). Она любит Лизандра. А в Деметрия влюблена ее подруга Елена (Юлия Костенко). Все четверо оказываются в этом лесу.
А в нем царит Оберон (Александр Шрейтер), владыка фей и эльфов. Эффектен в этой роли артист. Столь же эффектна и сказочна его супруга, Титания (Илона Литвиненко). Она выходит на высоченных ходулях. Настоящая лесная царица. Очень красива и колоритна. У всех лесных обитателей никакой современной одежды. Но главным в этом лесном царстве оказывается даже не Оберон, а исполнитель его воли, маленький эльф Пэк. Нарочно или случайно он все путает и совсем не тем впрыскивает волшебный сок в глаза. Все его поступки — неправильно понятые шутки Оберона. Даниил Нагайцев в этой роли так великолепен, так пластичен (он ведь танцор и балетмейстер в этом спектакле), органичен, артистичен, в нем море обаяния, и он очень заразителен. Иногда возникает ощущение, что он центробежная сила спектакля. Надо заметить, что и у Шекспира роль Пэка написана выигрышно.
В нашем театре “Сон в летнюю ночь” ставил Олег Пермяков, и была великолепная декорация Николая Вагина. Заняты были очень хорошие актеры. И замечательным был Пэк в исполнении еще совсем молодого Андрея Ковзеля. Хорошо играть, когда драматург дает тебе хороший материал.
Поскольку Шекспир начинал свою творческую деятельность с актерства, если помните, он в результате создал театр “Глобус”, спектакль полуграмотных ремесленников о Пираме и Фисбе, показанный ими на свадьбе Тезея - самое остроумное и яркое место в пьесе и, пожалуй, во многих спектаклях. И в той постановке Пермякова. И в этой — Елены Олениной. Режиссер сократила в пьесе несколько персонажей, в частности, Основу, главного артиста из ремесленников, и его текст отдала Мотку, то есть Андрею Ковзелю. Блистателен и многогранен в этой роли Ковзель. Не буду углубляться в детали. Это надо смотреть. Они с Евгением Лапшиным (Дуда) играют перед Тезеем и его компанией трагедию Пирама и Фисбы. Лапшин, актер милостью божьей, так виртуозно играет эту женскую роль, так двигается, декламирует, а скорее поет таким тоненьким голосом, что публика умирает со смеху и от восторга. Их дуэт с Ковзелем и то, как репетируют, повторяя: “Мы встретимся на Нинкиной гробнице”, и как играют, и их актерские разборки по ходу спектакля, когда вдруг выходят из образа (не Ковзель и Лапшин, а Моток и Дуда), филигранен. В общем, “театр в театре”, и в этом спектакле самое интересное, и уж интереснее любви, на которой как бы замешана вся эта история. О любви у Шекспира совсем другие пьесы.
Премьера “Снов в летнюю ночь” прошла при очень горячей поддержке зрителей. Два часа сорок минут пролетели как полчаса, и было очень жалко, что спектакль закончился.
Татьяна Тюрина.
Сергей Косолапов (фото).
Татьяна Тюрина. Культура 12 Дек 2017 года 733 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.