Культура

Словоформы, или Архитектура слова

Сегодня  наукой доказано, что сначала было слово, затем яйцо и после него  уже — курица, да не простая, а золотая… Поэтому логичнее  вспомнить о слове, то есть о том, что положило начало всему сущему. Конечно, это оказалось не одно заветное или колдовское слово. Слов было великое множество. Короткие и длинные, односложные и многосложные, пыхтящие и шумящие, поющие и труднопроизносимые,  слова-паразиты и слова-загадки. И каждое слово теперь кому-то бывает позарез нужно: ученому, артисту, писателю, филологу, школьнику. Даже человеку, посещающему детский сад. Или просто любителю словесных “прибамбасов”.
Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. Ведь оно — серебро, а драгоценный металл во все времена ценился… Дал слово — держись! Знай, как обращаться с личными ценностями.
Только не ловите меня на слове. Свое слово хочет сказать каждый. К примеру, вот этот: за словом в карман не лезет. А дай ему слово, двух слов не свяжет. Или другой. На вид: хозяин своего слова. Но как словами разбрасывается!.. А вон тот. Живет с чужих слов и при случае норовит взять свои слова обратно…
Наши слова — спутники жизни, атрибуты первейшей необходимости, частицы нас самих. Физически измеримые, телесные вещи. Слова-тайники, перевертыши, хамелеоны, невидимки. Слова-врачеватели и убийцы.
Как от дома, дыма или прекрасной дамы, от каждого слова ложится тень. Это не только игра воображения. Но и не только игра слов.
Дотроньтесь до слова, и поплывет далекое эхо.
…Досада: осада сада с ада…
Взмахните рукой и слова разбегутся в разные стороны, оставив знакомый с детских лет звук, который невозможно воспроизвести быстро…
…Кол около колоколов, колокол около колодца…
Ударьте по слову, не пожалейте своей руки, и ощутите, как саданет где-то вблизи.
…У баобаба баба бабахнула…
Нажмите на слово, и оно изовьется короткой змейкой, выдавленной из тюбика.
…Сосна — сосна — соснасос — насос — насос…
И, если недоглядите вдруг, слово сойдет, словно вода меж пальцев, и неожиданно растворится. Было — и нет его!
…Желе за железо… Была бы икра бы и крабы… Не сливы несли вы? Одного  поля ягода: я, Поля, одного года…
Возьмите цепочку слов, сверните из нее кольцо и удивитесь таинственному перевертню.
…И на коне везу Музе венок Ани… Хана! Мрак в карманах!..
А что почувствует ваша ладонь, прикоснувшись к бетонному конгломерату:
…Твердолоботряс у краемногоугольного камня… 
“В городе Н. идет суд по делу гражданина М.”. Но ложатся слова-тени и пустынным миражом проявляется фраза совершенно другого смысла:
“В городе Н. идет зуд по телу гражданина М.”
У операционного стола раздается команда “От бинта!”.
Пекарь говорит актеру: “Знай себе сцену!”. Подвижник театра в ответ ему:
“Знай свое тесто!”.
Игра воображения. Икра воображения. Икра снов.  Игра слов.
…Ради красного слова мы не жалеем крепкого. Хотим, чтоб люди поминали нас добрым словом, а сами просим замолвить за нас словечко…
* * *
Вместо предисловия
У слов есть лингвинистические формы: падежи, склонения, спряжения и кое-что другое. А есть еще словоформа — это геометрическая, скорее, архитектурная и даже скульптурная сторона слова, и она не описывается никакими правилами учебников. С одними словоформами мы сталкиваемся часто, о других даже не подозреваем.
Что на земле чудо, то на небесах правило.
Жан Поль, немецкий писатель
АНАГРАММА
Анаграмма — это литературный прием изменения слова путем перестановки букв в слове и превращение его в новое слово. Изобретение анаграмм приписывается древнегреческому поэту и грамматику Ликофрону Халкидскому, жившему в III веке до н.э. Поиск анаграмм кропотлив, требует развитого логического мышления и обширных знаний языка. Здесь и далее могут использоваться не только существительные, в том числе именные, но и дру-гие части речи русского языка.
Самая короткая анаграмма может состоять из двух букв (ял — ля, ум — му, то - от, аз — за). В русском языке известны сотни анаграмм, это могут быть не только пары, но и тройки и т.д. Вот несколько интересных парных анаграмм: покраснение - пенсионерка, ватрушка — травушка, канистра - старикан, просветитель - терпеливость, стационар — соратница, вертикаль — кильватер, платьишко - пальтишко, видный — дивный, рвать — врать. Анаграммы-тройки: пасечник — песчинка — песчаник, парадокс - присадка - распадок. Пятисловные и шестисловные анаграммы: отсечка — стоечка — сеточка — тесачок - чесотка и автор — товар — тавро - рвота - втора — отвар.
Известны анаграммы, представляющие собой фразеологический оборот, обычно несущий определенный смысл. Например: транс стран, собачка Собчака, видал вдали Влади, ласков словак сковал славок, смертность — есть монстр, пенсионерка — она не персик, социализм, а лицом сиз…
Можно составлять тематические анаграммы. Вот примеры из географии: Варна - Нарва, Токио — Киото, Мали — Лима.
В прошлые времена анаграммы нередко использовались в утилитарных целях: для утверждения авторства, зашифровки имен и открытий. Сегодня они чаще всего появляются в литературных играх, иногда в юмористических журналах. Например, ходячая пародия на известную актрису Памелу Андерсон. Авторство утеряно в Интернете.
Мы все пылаем от Памелы,
Престолы заняли пострелы.
Старухи шамкали: “Милашка!” —
На фейсе жуткая утяжка!
Целое проще своих частей.
Уиллард Гибс, американский физик
ШАРАДА
В русском языке шарада весьма распространена в виде загадки, в которой задуманное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет отдельное слово или группу слов со своим смыслом (китель = кит + ель, мышьяк = мышь + як, голодранец = голод + ранец, байдарочник = бай + дар + очник, наркоманка = нарком + Анка, макроструктура = мак + рост рук + тура, подбежать = под + бежать).
Существует множество шарад. Десятки тысяч. Чаще всего, а это наиболее элегантно и представительно, современные шарады придумываются в стихотворной форме. Они свободно воспринимаются на слух, легки в разгадывании, поэтому часто звучат на литературных вечерах, используются в специальных викторинах и капустниках, звучат на детских встречах и праздниках.
Шарады свое начало берут с античных времен. Исторически первенство автора шарад закрепилось в VI веке за позднелатинским грамматиком Симфосием, оставившим потомкам великолепный цикл “Загадок”, состоящий из ста риторических трехстиший. В дальнейшем авторство составителей шарад стало теряться. Шарады массово распространены как вид народного творчества. В отдельных случаях составители публикуют их под своим именем.
В русском языке насчитывается более шести тысяч нарицательных существительных и более полутысячи собственных имен, которые можно исполь-зовать при составлении шарад. Вот шарада петербургского литератора о Гоголе:
Слог начальный —
вид восточных шашек;
Слог второй — беднейший слой людей.
В целом классик из сограждан наших.
Автор “Петербургских повестей”.
Количество самих шарад у нас на порядок больше, чем исходных слов. Во-первых, некоторые слова могут быть раздроблены по-разному (картина = кар + тина, карт + Ина). Во-вторых, исходное (искомое) слово или его отдельные элементы могут быть омонимами и трактоваться по-разному (то же слово кар). И, в-третьих, с одним и тем же словом могут работать различные составители. Например:
Начало — голос птицы,
Конец на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
Вот ворона закричала — 
Мы услышали начало.
На болоте завершенье
В целом мастера творенье.
Думаю, каждый догадался, что в шараде речь идет о картине. Художественное качество шарад также зависит от литературных способностей авторов. Приведенные шарады о картине, безусловно, написаны не Пушкиным и не Маршаком. Они взяты из детских журналов разных лет, написаны рядовыми сочинителями, в том числе школьником.
Шарада положила начало более сложной интеллектуальной игре, называемой гексаметаграммой. В ней задействован ряд слов, целые фразы и предложения. За счет расстановки новых пробелов и знаков препинаний получаются совершенно другие словесные формы, имеющие различный смысл. Они нередко используются современными поэтами и порой даже удачно: 
ОСЕНИ ЛАВИНА 
ОСЕНИЛА ВИНА.
Или поэтические конструкции с такими словами:
Песня Весною
Обаме Поп роще:
о БАМе. “Попроще”!
Слова рождаются из слова, как человек - из человека.
Станислав Ежи Лец, польский поэт и афорист
МЕТАГРАММА
Первая известная миру метаграмма появилась 29 марта 1879 года в журнале “Ярмарка тщеславия”. Ее автором был английский писатель, математик и логик Льюис Кэрролл, написавший известные всему миру сказки “Алиса в стране чудес” и “Алиса в Зазеркалье”.
Метаграмма — это словесная загадка, по условиям которой из одного слова путем замены одной или нескольких букв получается новое слово.
С П — в печи огнем пылаю,
С К — я ноги вам сгибаю.
(Полено — Колено)
Мне недолго измениться:
С С я рыба, с Ф я птица.
(Сазан — Фазан)
Метаграмма широко распространена, она имеет огромную словесную базу и решается относительно просто (окорок - окурок, плюшка — клюшка, лебеда - лебедь, студент — студень, Елисей — Енисей, спереть - стереть). Есть слова, образующие целый ряд метаграммических превращений. Это так называемые гнезда. Например: Лида - Лиза - Лика — Лима - лига — липа — лира - лиса. Или: пол — вол - мол — гол — кол — тол   дол и, кстати, мета-грамма из этих слов:
С П я в доме, с В я в поле,
С М я в море, с Г — в футболе,
С К вбивают, с Т взрывают,
С Д долину называют.
На базе метаграммы создаются словесные цепочки “магического” превращения одного предмета в другой, чаще всего в антипод. Проследите: МУХА — мура — тура — тара — кара — пара - парк — паук — паут — плут — плот — слот — СЛОН. Или: КИТ — кот — ком — СОМ.
В русском языке существует несколько десятков тысяч различных метаграмм. Вслед за шарадой этот вид получения нового слова пользуется большой популярностью. В последнее время появилось много тематических метаграмм (на темы спорта, шоу-бизнеса, географии, литературы и т.п.).
Мной с буквой И измеришь силу,
Узнаешь, кто слабак, кто дюж…
А с Ю — на сцене группа милых
Парней и бабников к тому ж.
(Дина — Дюна)
Он с буквой Г глядит на нас с портрета —
Норвежец, композитор, острослов:
А с буквой Н прошел почти полсвета —
Писатель, автор “Алых парусов”.
(Григ — Грин)
В юмористической литературе есть разделы типа “Ашипки” или “Арфография”. В них обычные слова приводятся в специально искаженном виде, дающем новый смысл словам (сочетаниям слов), которые фактически в русском языке отсутствуют: палководец, гриб-маховик, чиновник торжества, углупление знаний, почивать на лавках, шпалоглотатель, хапремонт, суп-подряд, гонцы в воду, блуждать в потомках, пожевать самого лучшего.
Мы не властители, а слуги слова.
Генрих Гейне, немецкий поэт.
ЛОГОГРИФ
Тоже вид словесной загадки, в которой новые слова получаются друг из друга путем перестановки, выбрасывания или добавления отдельных слогов или букв. Например: героин — героиня, кровь — кров, рис — риск, роман — романс, граната — гранат, Варна - варнак, Вера — Венера, арак — Барак - бардак, сивый — красивый. 
Батончик тот я часто ем,
Забыв про хлеб и сало…
А с буквой К знаком он всем —
Создатель “Капитала”.
(Марс — Маркс)
Ее ты ждешь в начале мая,
Но букву Г лишь убери — 
Она в саду, благоухая,
Цветет с зари и до зари.
 (Гроза — роза)
Логогрифы известны со времен Древнего мира, тогда ими отметились Цицерон и Апулей. В российской литературе логогрифы нашли устойчивое место, начиная с XIX века (Л. Трефелев, В. Каменский, Г. Покровский и другие). В эпиграмме Л. Трефелева на оберпрокурора синода К.П. Победоносцева была использована связка логогрифов Победоносцев - Обедоносцев — Бедоносцев — Доносцев. Или у В. Каменского: лучистая — чистая - истая — стая — тая…
Логогрифы обычно представляются в стихотворной форме. Их в обиходе в несколько раз меньше, чем метаграмм, но это более изящная форма лепки нового слова, и она требует большей эрудиции и логического осмысления. Сатирическая и юмористическая литература любит использовать новые словесные образования, несущие иной смысл, но которых в русском языке нет: эректор института, профоблучение, многоанальное вещание, запечных дел мастер, дело в ляпе, ромоотвод, дамоед, как собака на Ксене, нагло острижен, едкоземельный элемент, щи и меч, спорплощадка, блудильник, за бритого двух небритых дают.
Литературные шутки, приколы и юмористические миниатюры также часто используют свойства логогрифа. Существуют целые циклы тематических логогрифов. Вот несколько слов такого порядка: дряблоки, головосование, плохозяин, лживописец, руссофоб, поллитработа. Логогрифы используются в известных современных слоганах. “ЖЕЛЕЗНО! дорожные перевозки!”, “Другого путиНА у нас нет!”
Александр Савченко, новокузнецкий писатель.
(Продолжение в № 69.)
Александр Савченко, Культура 31 Май 2016 года 1632 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.