Культура

Штрихи к портрету

До конца февраля в фойе библиотеки имени Н.В. Гоголя экспонировались работы новокузнецкого фотохудожника Владимира Пилипенко “Мой город”. Эти работы уникальны не только тем, что в них отображена тонкая поэтика нашего замечательного города, но и тем что сделаны уникальным человеком. И это действительно так.

Лет эдак какое-то количество назад я, занимаясь историей Гражданской войны в нашем регионе, наткнулся на интервью по “роговской” теме с совершенно не известным мне В.С. Пилипенко, который поразил меня глубиной ответов на поставленные ему  вопросы. Меня это очень заинтересовало, после чего встреча с Владимиром Семёновичем стала неизбежной! И вот я на пороге Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского, где Владимир Семёнович до сих пор работает старшим научным сотрудником. Каково же было моё удивление, когда в дверном проёме XIX века, меня встретил не какой-то музейный клерк жеманного вида, а высокий и статный мужчина с точёными чертами лица. “Не иначе как из дворян”, была моя первая мысль. С этого и началось наше знакомство. Собеседником и рассказчиком он оказался потрясающим, но более всего меня поразила его эрудиция, его энциклопедические знания. А уж как он знает историю нашего края! Однажды в разговоре со мной, к сожалению, уже ушедший профессор истории Михаил Васильевич Дорофеев, упоминая В.С. Пилипенко, сказал, что этому человеку с его багажом знаний давно нужно было садиться за написание диссертации. “Но не могу уговорить”, — заключил Михаил Васильевич. Да в этом нет ничего удивительного. Владимир Семёнович постоянно находится в состоянии — “что-то творит”, а здесь время является очень дорогой мерой. Поэтому и приоритеты тут другие. В 2006-м он стал автором-составителем единственного в своём роде справочного пособия по декабристам. Этот труд, которому Владимир Семёнович посвятил более 20-ти лет, на сегодняшний день является библиографической редкостью, и вопрос о его переиздании назревает сам собой, но есть проблема в спонсорах. Вообще, всё, за что берётся Пилипенко, делается с какой-то филигранностью, найти изъян практически невозможно. Посмотрите, как живы, насыщены и тематически точны его фотоработы, ничего лишнего. Три поколения Пилипенко, в общей сложности более ста лет, не расстаются с фотокамерой, продолжая фиксировать окружающий нас мир, что стало для них своего рода фамильным делом. Любая выставка Владимира Семёновича - это путешествие по десяткам исторических мест и городов, в которые ты попадаешь, не выходя из своего рабочего пространства, однако все равно оказываешься везде и видишь многое.

Для меня встреча с Владимиром Семёновичем — это всегда ожидание какого-то маленького открытия. Как-то он мне позвонил и пригласил на моноспектакль по Иосифу Бродскому. Я, конечно, согласился и единственное, чем поинтересовался, — где будет проходить сие действо? “Приходите в гараж, что на территории музейной усадьбы”, — сориентировал он меня. Интрига родилась! В точно назначенный час, протиснувшись сквозь гаражные ворота, я оказываюсь в обычном автобоксе с каким-то хламом на стеллажах, со смотровой ямой посередине, тусклым светом и десятком зрителей, сидящих на лавке вдоль стены. На нитках по всему помещению были развешаны какие-то листы с текстом. Сев рядом со всеми и осмотревшись, я вдруг начал понимать гениальную задумку постановщика этого спектакля. То, что на первый взгляд мне показалось старым хламом, был вовсе не хлам. Это были различные, старые предметы тщательно подобранные и расставленные по своим местам. Они, вместе с гаражной атмосферой как бы переносили нас в 60-е годы прошлого века, в годы становления поэта Бродского. Все ждали. И вот из-за старого шкафа появляется В.С. Он начинает говорить о Бродском, именно говорить, а не рассказывать! Говорит сначала тихо, потом  громче и уверенней, потом вдруг срывает с нитки листок и начинает читать стихи, потом опять говорит и ходит, погружённый в себя. Ощущение, что нас, зрителей, в гараже нет. Есть только он и… Бродский. По окончании действа мне потребовалось какое-то время, чтобы вернуться в реальность, хотя мозг ещё долго переваривал увидено-услышанное. Это было круто и придумано, и исполнено!

А ещё музей Достоевского, два раза в год (в день рождения Фёдора Михайловича и в Ночь музеев) устраивает показы мини-спектаклей по мотивам произведений Достоевского. Сценарии сами пишут, сами же и играют. Владимир Семёнович постоянный исполнитель одной из главных ролей, где в полной мере проявляется его артистический талант. Вот уж действительно, талантливый человек талантлив во всём. Кроме всего прочего, у него масса увлечений, среди которых и Достоевский, и заводчики Демидовы, и сибирская каторга. Но есть одно, которое смело можно отнести к разряду редких. Оказывается, существует такое понятие, как “оконная археология”. Если говорить проще, данный термин подразумевает под собой собирание и изучение старинных оконных наличников. Лично я никогда не задумывался, что  ажурная резьба вокруг окон — это не только история русского зодчества, а резные завитки — отображение старинных традиций и преданий. Издревле на Руси окна  украшали красивыми “завитушными” наличниками. И это неспроста. Наши предки верили, что наличники являются своеобразным порталом, или границей с другим миром. Каждый хозяин стремился не только к красоте, но и защите своего жилища. Помимо защиты от сквозняков и морозов наличники были призваны охранять дом от нечистых сил и злых духов, являлись оберегом дома. Особое значение придавалось сакральным символам и орнаментам наличников, дающим нам понять, как люди раньше знали законы природы и жили в гармонии с ней. Хотя надо сказать, с годами значение символов терялось, но орнаменты сохранялись и передавались от поколения к поколению. У Владимира Семёновича за долгие годы увлечения этим резным чудом, образовался прекрасный фотоархив, и я надеюсь, будет организована отдельная авторская фотовыставка по этой теме.

Про Владимира Семёновича, можно говорить долго, а его неиссякаемой энергии  бесконечно завидовать. Весь год его расписан по дням: это конференции, встречи, различные поездки, разыскания, музейная деятельность. И это, наверное, здорово — заниматься любимым делом, которое кроме внутреннего удовлетворения заряжает энергией на будущее. Писав этот материал, я не преследовал какой-либо цели. Мне всего лишь хотелось добавить к портрету известного в нашем городе фотохудожника каких-то новых штрихов. Надеюсь, мне это удалось. Приходите на выставки Владимира Семёновича, на его моноспектакли, приходите в музей Достоевского, как говорят: лучше один раз увидеть. А ему самому желаю долгого творчества, успехов и удачи.

Андрей Чекалин.

Андрей Чекалин. Культура 17 Мар 2018 года 750 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.