Культура

Прелесть ассоциаций

В малом зале (зал архитекторов) Дома творческих союзов открылась выставка художников-графиков — членов Союза художников России Вадима Спесивцева и Всеволода Суслова.

Выставка в соответствии с размерами зала небольшая. И открытие носило такой несколько интимный характер, то есть людей было не так уж много и почти все они были близкие авторам, понимающие или готовые понимать непростое творчество художников. То есть эта выставка явно не для широкой публики.

Во-первых, графика не самая популярная в народе техника. Простому человеку хочется яркой, жизнерадостной живописи. Во-вторых, и у Спесивцева, матерого художника, как назвал его открывающий вернисаж председатель правления новокузнецких художников Александр Суслов, и у тридцатилетнего Всеволода Суслова, между прочим, участника более шестидесяти выставок, и у него особенно, работы не реалистические, не описательные. В своих произведениях художники хоть и отталкиваются от какого-то реального предмета, события или существовавшей личности, содержанием является их состояние души, их чувство. Поэтому изображение на бумаге акварелью, тушью или смешанной техникой, ближе к абстрактному, чего народ не любит у нас и не понимает.

Пятидесятисемилетний Вадим Спесивцев лирик по определению. Много лет зная его, я ни разу не видела его без щедрой улыбки. Это человек открытый, радостно воспринимающий мир, очень эмоциональный. Вот названия его работ (пейзажи? композиции?). “Весна”, “Утро”, “У калитки”, “Летний вечер в Горелом логу”, “Белая ночь”, “Ночь. Дом рыбака”.

— Сложно писать ночью, — говорит мне Вадим.

Все эти этюды он писал на даче, на пленэре. И в них его настроение, его любовь к природе и соединение с ней, его любовь к жизни, его счастливое принятие среды, в которой он оказывается. Когда художник, хоть живописец, хоть график, не выписывает детально дом, забор, дерево с листочками, зрителю предстоит ощутить все содержание, всю прелесть картины в очертаниях, в композиции, в колорите, в гармонии всех этих составляющих. Кому-то дано от природы увидеть это, почувствовать. Часто схватывают эти “сложности” налету маленькие дети, потому что они - гении. Ну, а нам всем надо этому учиться.

Всеволод Суслов, может, в силу молодости, а может, это уже его особое восприятие мира, его собственное состояние души, трагичен. В экспозиции восемнадцать листов. Часть из них, прошедшая большие выставки и замеченная на них, — серия “Тыл”. Сделана она в 2009 году. Человек, родившийся через много лет после войны, очень точно передает трагизм того времени, притом, что в этих работах нет людей. Назову все сюжеты этой серии, выполненной на бумаге пером и тушью, а некоторые смешанной техникой. Особенно выразительны, на мой взгляд, “Площадь” и “Канал”. Это все ночные пейзажи. Надо вглядываться в эту темень, чтобы увидеть здания, что рядом с пустой площадью. В канале блестит вода. Мост. Все впечатляет, все таинственно и опасно. “Окраина” и “Завод”. Эти пейзажи написаны реалистично. Но поражают они внутренним напряжением.

Более поздние работы художника, представленные также сериями “Буря”, “Красный шар” (бумага, цветная печать), сочетающие черный цвет с красным - трагическое сочетание, — беспредметны, или, как говорят, не фигуративны. Они условны, абстрактны и драматичны. В них вроде бы нет сюжета, но сама пластика и черно-красный колорит передают душевное напряжение автора. Он ассоциативен и уже названиями своих работ заставляет не только вглядываться, но и вдумываться в его произведения. “Окаменелый огонь”. Лист I-III. Серия.

Безусловно, это интересная, стоящая внимания публики выставка. Будет работать она и в сентябре. Жаль, наши горожане не охотники до лицезрения творчества художников.

— Организация выставок, — сказал Александр Васильевич Суслов, - столько требует затрат, столько энергии, а обратной связи нет. Может, прекратить их и перейти на новый метод — что-то вроде клубов в мастерских, где будут собираться заинтересованные люди.

Мне показалось, что это хорошая идея. Но только простым людям, не имеющим художников в друзьях, в эти клубы уже не попасть. Как говорят, что имеем, не храним, потерявши, плачем.

Татьяна Тюрина.

Валентин Волченков (фото).

Татьяна Тюрина. Культура 03 Сен 2017 года 2107 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.