Культура

Не мытьем, так катаньем?

Под занавес рабочего дня в пятницу в библиотеку имени Н.В. Гоголя доставили распоряжение начальника управления культуры администрации города Натальи Ищенко об увольнении директора Муниципального бюджетного учреждения “Централизованная библиотечная система имени Н.В. Гоголя” Веры Скаленчук “в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о прекращении трудового договора”. Вот так просто, без объяснения причин увольнения.
Точнее, причины спрятаны в самой формулировке. Ибо формально этот “уполномоченный орган юридического лица” (то бишь госпожа Ищенко) имеет право на увольнение руководителя любого учреждения, подведомственного управлению культуры. Но всегда желателен “мотивчик”: де не справляется этот, скажем, Немиров с возложенными на него обязанностями, не несёт свет культуры в массы и вообще груб — ему с лошадьми жить. Однако Вера Васильевна Скаленчук, двадцать пять лет возглавляющая Гоголевку, превратила библиотеку в главный (уж пусть простят другие учреждения) центр городской культуры, награжденный, к слову, за свои великие заслуги медалью Дмитрия Лихачева (кто еще похвастает?), она смотрит не на шаг - на десять вперед, преобразовав библиотеку в полном согласии с мировыми — без преувеличения - информационными тенденциями.
Тут уж, извините, без объяснений не обойдешься: за спиной библиотеки тысячи и тысячи людей, культурно росших вместе с ней, нашедших в ней теплый уголок для общения, творчества.
И поэтому в понедельник к 10 утра в большом зале Гоголевки на обещанную встречу с начальником управления культуры собрались не только работники библиотеки, но и ее почетные читатели, члены многочисленных объединений, базирующихся здесь.
Отвлекусь на то, чтобы коротко поведать о гаданиях в субботу и воскресенье, за что же “уполномоченный орган юридического лица” снял Веру Скаленчук. Тем более что от имени работников библиотеки и почетных ее читателей к новокузнечанам в связи с увольнением директора Гоголевки было распространено обращение, где говорилось о возмущении данным приказом, “крайне оскорбительным, унизительным не только для директора, но и для нас - профессионалов, работающих со Скаленчук плечо к плечу много лет”: “Считаем, что такое бесчинство в отношении В.В. Скаленчук недопустимо”.
“Библиотека — это общественный центр, где собираются люди думающие, неравнодушные к судьбе города и страны. Вера Васильевна это поощряет. А кому-то очень не нравится”, — говорили мне, пытаясь найти объяснение происходящему.
Как тут не вспомнить эпизод этого лета: некто объявил библиотеку закрытой, когда там собрались провести экологический семинар, — отключили свет, воду, “организовав” таким образом “санитарный день”. Опасаясь, очевидно, что семинар будет на болезненную “марганцевую” тему. И вообще приглашали директора “поговорить”, что-де хорошо бы присматривать за теми, кто в библиотеке собирается да и не стоит привечать, кого не надо. И не лучше ли, намекали, просто книжки выдавать, а не заниматься “непрофильными” компьютерами. Мелочные придирки к директору Гоголевки не прекращаются с той поры, говорили мне, как Ищенко заступила на свой пост, решив плотно поуправлять культурой. А в конце года вдруг возникла идея о слиянии Гоголевки с детской городской библиотекой и чтоб детская — стала главной. Называлось это все “современным” словом “оптимизация”, которая в наши времена синоним другому слову — “уничтожение”. Да, вот классный факт. Гоголевка составила свой устав, написав его на основе устава Кемеровской областной библиотеки (который распространяли как пример для “подражания”), однако в управлении культуры его забраковали: этот нам не подходит, берите за основу устав клуба “Горняк” (!). Почему именно клуба “Горняк”? Потому что там нет ни слова о правах коллектива. Ну и так далее — я стараюсь писать очень коротко.
Начальник управления культуры Наталья Ищенко сразу объявила: “Мы хотим представить вам исполняющую обязанности директора Валентину Александровну Зычкову”. Надо сказать, что Валентина Александровна — очень уважаемый в Гоголевке человек, претензий к ней со стороны коллег нет. “Грамотный выбор”, - подтвердила Ищенко.
Однако, что же Вера Васильевна Скаленчук? “Мы хотим все-таки услышать причины”, — напомнили Наталье Анатольевне из зала. Тут Наталья Анатольевна буквально спела хвалебную песнь отставленному ею директору библиотеки: и выдающийся профессионал (ну, кто бы спорил?!), и грамотный специалист, и так далее. А что касается увольнения, отрезала она, то это “наше внутреннее” дело, и вообще: “Я не хочу порочить ее доброе имя”. Ого!
Естественно, народ потребовал подробностей, так сказать, разоблачения фокуса, при помощи которого Скаленчук превратила вверенную ей библиотеку в центр городской культуры. Ответ, вы уж простите, Наталья Анатольевна, был невнятен. Ясно было одно: “Мы так решили”. Что касается разговора про проверки, которые выявили “множество нарушений”, то он порой вызывал смех присутствующих. Например, про книжку “в постоянном пользовании”, которая “недавно появилась в реестре запрещенных” (есть и такой нынче, оказывается) и стала предметом строгого предписания прокуратуры. Тут дело темное. Некоторые вообще считают это “подставой”. Точно так же нельзя всерьез говорить о “финансовых нарушениях”. К слову, как заметила Ищенко, сейчас начнется двухмесячная их проверка (то есть проверка еще только начнется, а Скаленчук уже уволена — не странно ли это?).
То есть практически все, о чем начальник управления культуры заговаривала, тут же подвергалось сомнению — и совершенно обоснованному. Поэтому Наталья Анатольевна периодически сбивалась на рассказ о том, как много нынче делает подведомственное ей учреждение. Говорила, например: “Мой шаг был сделан, чтобы библиотеке было лучше!” “Зачем лучше, если и так все более чем здорово?” — спрашивали ее. Тогда она отвечала запальчиво: “Вы работаете на муниципальном имуществе!”
Словом, или я ничего не понял (или все правильно понял), но с реальными мотивами в этом “деле” сложно: куча каких-то обличающих Скаленчук “документов и материалов проверок” при ближайшем рассмотрении не убеждали, желания “помочь библиотеке”, заменив ее директора на “новую кровь”, — смехотворны. Ну и так далее.
И, кстати, вспоминают, что недавно Вера Васильевна отменила через суд (!) два выговора, которыми ее отметило управление культуры. Очевидно, ее хотели “укатать” таким образом. Не получилось. Теперь “уполномоченное лицо” решило действовать другим образом.
Может, Наталья Анатольевна Ищенко, видя перед глазами глубокоуважаемую ею Веру Васильевну, так волновалась, что говорила общими и потому невесомыми словами, не сумев доказать свою правоту? Мы готовы выслушать ее.

Валерий Немиров Культура 27 Ноя 2012 года 1232 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.