Культура

“Музыка весны”

Филипп ходит в детский сад, ему 6 лет. Он входит в кабинет своего учителя по классу фортепиано, садится на диван и первое, что делает, — вытаскивает из кармана смартфон. Но поиграть не успевает, Александр Викторович ТЕБЯКИН приглашает его к инструменту, и для Филиппа начинается совсем другая игра: “Сядь правильно, упрись пятками в пол. Спину ровно держи”. Педагог ладонью мягко выправляет спину мальчика, объясняя ему, что такое “крещендо”, “диминуендо” и прочие трудно запоминающиеся термины. Объясняет, показывает. Все очень кропотливо, доходчиво. “Теперь сыграй эту пьеску. Молодец”. После того как урок закончился, сказал мне, что у мальчика дома нет инструмента, и таких детей без фортепиано дома у него в группе много. Инструмент дорогой, и родители не знают пока, стоит ли его покупать. У Филиппа, говорит Тебякин, хорошие руки. 

Я пришла к Александру Викторовичу не на урок, просто так получилось, приехала на полчаса раньше. Не в коридоре же сидеть. Тем более присутствовать на его уроке он разрешает. А меня его уроки завораживают. Как он постепенно, шаг за шагом ведет ученика, еще несмышленыша, к вершинам музыки, которых еще и не видно. Не люблю я поговорку, мол, талантливый человек талантлив во всем. Но Тебякин в самом деле во многих областях талантлив. Он замечательный организатор. И я приехала в этот раз к нему, чтобы он рассказал об организованной им поездке большой группы из их 40-й ДМШ в Астану, на Международный детский конкурс “Музыка весны”.
— Почему вы поехали туда? 
— Это была моя идея — поближе познакомиться с культурой Средней Азии. Астана — очень популярный сегодня город. Мы тут все поклонники казахского певца Димаша Кудайбергена. Мечтали попасть на его концерт, но когда мы были в Астане, Димаш пел в Кремлевском дворце съездов. Да и не в этом даже дело. У меня Буримов два года назад выступал на конкурсе в Астане. Ильдар Саубанов играл на очень сложном конкурсе, который продюсировал Денис Мацуев. И мы решили поехать померить свои силы. 
— Но ты же повез не одного Буримова. 
— Я бы мог еще больше своих учеников повезти, которые бы могли хороший результат показать. Но все же упирается в финансы. Не каждый может позволить себе такую поездку. Да разные причины могут быть. — Сколько человек было в группе, которую ты повез? — Группа у нас была 18 человек, это вместе с педагогами и родителями. Плюс еще Буримовы Катя и Сережа приехали самостоятельно. Так что 20 человек — делегация, как я назвал, 40-й школы. 
— В чем твоя организация была? 
— Во всем. Во-первых, я формировал группу, заявки подал на конкурс, купил билеты, организовал трансфер. Вся техническая часть лежала на мне. Собрал их всех, объяснил, что нужно с собой иметь, не забыть паспорта, свидетельства о рождении, что ничего лишнего не брать, потому что багаж — это большое неудобство. 
— Это ведь не первая такая твоя поездка? 
— Групповая — пятая. Италия, Испания, Казань. В Казань один раз ездил с Ильдаром. Второй раз вез группу. Человек десять. 
— На этом конкурсе была конкуренция? 
— Участников конкурса “Музыка весны” было больше тысячи, со всей Средней Азии, Азербайджана, Южной Кореи. Достаточно сильные дети. У них в Астане к конкурсам другое отношение, чем в России. У них конкурс — радостное событие. Это и творческие встречи, обмен опытом, там смотрят, кто какой репертуар играет, как ребенок на сцене выглядит. Как вышел, как поклонился, как за рояль сел. Все это работает на общий образ музыканта. И члены жюри очень компетентные — из местного университета искусств. Председатель жюри — заведующая кафедрой, выпускница Московской консерватории, фамилии я не запомнил. Был “круглый стол”, она по каждому участнику подробно прошлась, в первую очередь замечала хорошие качества исполнения ребенка, качество работы педагога. Это было не как принято у нас в России — растоптать, размазать и отбить все желание работать. Из года в год эта проблема поднимается, но никак не решается. Там все поставлено по-другому. Там — вера в себя, ты — самый лучший, самый талантливый, и музыка — это прекрасно, и надо связывать с ней свое будущее. 
— Какие результаты у вашей команды? Сколько было ваших участников? 
— Одиннадцать конкурсантов. Пианисты, скрипачи, вокалисты. Мы собрали все, что можно, — от третьего места до Гран-при. Председатель жюри даже спросила: “Вы представляете спецшколу или дополнительное образование?” Я сказал: “Дополнительное образование”. Она сказала: “Я просто восхищена уровнем работы педагогов и исполнением ваших детей”. 
Гран-при получила Елизавета Соколова, народный вокал (преподаватель Елена Николаевна Хамина). У нас шесть первых мест, причем Светлана Викторовна Больбрух (ее ученица по классу фортепиано Таисия Яр заняла первое место в возрастной группе) получила диплом лучшего концертмейстера конкурса. Первые места в основном у пианистов, также у скрипачки Яны Медведевой (преподаватель Татьяна Геннадьевна Каюмова). 
— Как твои ученики выступили? 
— Сережа Буримов в своей возрастной группе (ему 14 лет) занял первое место и специальный приз жюри “за высокий профессионализм”. О нем председатель жюри сказала особо, что это профессионал. Он и Лиза Соколова выступали в гала-концерте, в котором было всего пять номеров. Лиза Пятакова начинающая пианистка, ей 8 лет. Она получила второе место. Это перспективный ребенок. Про нее сказали, что девочка проявляет характер, все играет в характере, цепко. Думаю, будем развиваться дальше. Желание у нее и родителей есть: на следующий год поехать в Южную Корею, в Сеул, на конкурс. 
Впечатление от поездки все получили колоссальное. Были экскурсии. Мы, кстати, попали в исторический момент, в тот день, когда вышел указ о переименовании Астаны в Нурсултан, в честь первого президента Казахстана. 
— Вы одни представляли Россию? 
— Россию мы представляли одни. Но там параллельно было еще три международных конкурса, в которых участвовали сибиряки, мы с ними возвращались в одном вагоне. 
— Астана, назовем по-старому, впечатляет? 
— Очень. Там построили новый Дворец школьников, в России такого точно нет. Думаю, что даже школа одаренных детей в “Сириусе” не такого масштаба. Назарбаев очень хорошо поддерживает таланты. Мы выступали без аккредитации, нигде ни за что не платили. Это удивительно. И еще я очень рад успеху Сережи Буримова. Ему 14 лет, такой сложный возраст, характер меняется. И последнее время в России у него были неудачи, как-то недооценивали его. Мальчик, можно сказать, чуть не сломался. А тут его высоко оценили. Такая же ситуация была с Ильдаром, когда ему было столько же лет. Съездил в Казань, выступил, и у него выросли крылья. За два месяца он выучил концерт Чайковского и сыграл с оркестром. А в Новокузнецке ведь его тоже не признавали. Ни его талант, ни мои педагогические способности. 
— Слышала, что Ильдар недавно съездил в Тюмень с сольным концертом
— Да. И мастер-класс там дал. Он прилетает на два дня сюда, на юбилей отца. А 6 апреля мы играем совместный концерт в Калтане. Первое отделение будет играть Сергей Буримов, у него роскошная программа — Рахманинов, Чайковский, Шопен. Второе отделение — Ильдар. Спасибо Михаилу Михайловичу Маслову, что он организует этот концерт и помогает, насколько может, поддержать Ильдара материально. Вообще, Маслов — это отдельная история. Когда он был начальником управления культуры, я кого хотел, того и приглашал из Москвы, лучших профессоров. Сейчас какой-то мастер-класс организовать очень сложно. Специальной программы такой в Новокузнецке нет. 
Надо признать, что детям — участникам конкурса в Астане — не хотелось возвращаться в Новокузнецк. Увы.
Татьяна Тюрина. Наталья Матвеева (фото). Культура 12 Апр 2019 года 773 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.