Культура

И кукла лечит, если любить детей

Дверь с шумом распахнулась, и в театр кукол вошла оживленная группа подростков. Все — мальчишки.

013_09_2014.jpg— Здравствуйте! — громко и радостно сказал первый. Мальчик произнес это слово с удовольствием, потому что он один из этих шести может говорить, правда, не очень много. Другие лишь издавали отдельные звуки, похожие на приветствие. Эти ребятишки глухонемые, из специализированного интерната № 38, и пришли они на урок или сеанс (не знаю, как лучше назвать этот час раскрепощенной детской радости) куклотерапии. Юрий Алексеевич Самойлов, главный режиссер этого театра, заслуженный артист России, а главное в данном случае - основатель этого направления в нашем городе, встречал их у входа, здоровался с каждым, и каждый из этих пацанов обнимал Самойлова как родного отца.


Я давно знала про занятия театра кукол “Сказ” с больными детьми (здесь работают не только со слабослышащими, но еще с детьми, пораженными церебральным параличом). Но в чем эта методика, не задумывалась. Оказывается, то, на чем держится она, — это любовь к детям, искреннее желание сделать их жизнь хоть немного повеселей, чтобы научились они быть нужными. Дети прошли в зал, уселись на первых двух рядах. Занятие начинается с прослушивания музыки.

Дети закрывают глаза, слушают.

— Поначалу была мертвая тишина, они не реагировали, — вспоминает Юрий Алексеевич. И это понятно, недуг у детей врожденный.

Я смотрю, как некоторые из них машут руками. Когда закончилась музыкальная “страничка”, Юрий Алексеевич с помощью педагога школы-интерната Анны Владимировны Колесниковой спросил каждого (!), что тот слышал и какие ассоциации у него возникали. Кто-то показал руками флейту, кто-то изобразил саксофон, кто-то представлял себя самого, кто-то - девочку. Слушание музыки - этап обязательный.

Следом на сцену выходит молодая артистка театра Даша Зарубина и начинает с учениками гимнастику для кистей рук, пальцев, на расслабление мышц. И Даша и Юрий Алексеевич, похоже, начинают овладевать “речью” жестами. Каждый элемент занятия вызывает у детей оживление, но наибольшее — это работа с куклой. По очереди они выходят на сцену, выводят из-за занавеса куклу-марионетку на авансцену к маленькому креслу-качалке, усаживают. Кукла отдыхает, может взяться за голову или почесать нос.

Каждый придумывает свое движение. Отдохнув в креслице, кукла идет к подзорной трубе и смотрит в нее. На этом кукловода сменяет другой мальчик.

Незаметно, как проходит час (или два?). Дети хотят сфотографироваться. Один из них подбежал к фотокору и звуками и знаками начал свое желание объяснять. Александр Бокин сразу все понял. Спросил кто-то и про меня, мол, та ли эта самая, что про кукольный театр все время пишет. Значит, “Кузнецкий рабочий” читают.

Впереди у них — подготовка к спектаклю “Щелкунчик”. Озвучивать текст будут другие люди, а этим детям предстоит водить кукол. Но еще до этого они пройдут сеансы трудотерапии. На следующей неделе они будут мастерить кукол из папье-маше, то есть, говоря медицинским языком, развивать моторику.

013_10_2014.jpgКуклотерапией наш театр кукол занимается лет пять. Начинали с простого: в палаты в отделение детской ортопедии и травматологии приходил клоун - артист театра кукол Анатолий Винтенко. Эту идею предложил бывший главный врач первой больницы Дмитрий Данцигер, увидевший такое в Израиле. Довольно скоро после первых опытов перешли на более тесное и более плодотворное общение с больными детьми. И теперь они не только зрители, но и сами активные и главные участники сценического действия.

Проект театра кукол поддержал знаменитый артист Владимир Машков, чье детство прошло в этом театре, поскольку его родители здесь работали. Владимир Львович помогает финансово. С его подачи на кукольников обратил внимание губернатор, и теперь у кукольных театров Новокузнецка и Кемерова есть автобусы. Не знаю, как в областном центре, но наши артисты, участвующие в куклотерапии, на своем ездят к детям в интернаты, где тоже проводят занятия.

Об этом опыте Юрий Самойлов рассказал в Болгарии, Чехии, в Америке. Везде приходят от идеи лечения куклой в восторг, но не врачи. Они относятся к этому методу прохладно. Но и они могли бы чему-то поучиться у новокузнецких кукольников. А результаты? Небольшие, но есть. Стала передвигаться девочка, больная ДЦП, мальчик начал понемногу говорить.

Но ведь главное, чтобы руки не опускались, чтобы надежда жила. И чтобы никакие дети не чувствовали себя брошенными.

Александр Бокин (фото)

Татьяна Тюрина Культура 04 Фев 2014 года 966 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.