Культура

Дорогой гость

Жили мы тогда в Даланзадгаде, что расположился на самой границе Монголии и Китая. Небольшой городок Даланзадгад — центр Южно-Гобийского аймака, где работал муж в качестве советского специалиста. Кругом необъятная пустыня Гоби, и рядом горы Гурвансайхан, что в переводе на русский обозначало “Три красавицы”. В это диковинное место часто приезжали иностранцы, причем высокопоставленные лица. Бывали люди малоизвестные и весьма популярные. “Три красавицы” манили к себе экзотической охотой, здесь водился горный баран — архар. Вокруг было много разрушенных монастырей. Кумысные фермы. Сплошь мясные и молочные блюда: баранина, верблюжатина, конина, топленые сливки (урюм), сушеный творог (хурод) и многое другое…
Осенью 1964 года к нам приехал Сергей Дмитриевич Столяров. Он был в то время весьма популярным киноактером. Его знали по фильмам “Туманность Андромеды”, “Тайна двух океанов”, “Илья Муромец”, “Садко”, “Василиса Прекрасная”, “Цирк”. Жизнь Столярова начиналась трудно. Отец ушел на Первую мировую войну, заменив сына зажиточного крестьянина. За это семья получила земельный надел, лошадь и новую избу. Но вскоре отца убили в газовой атаке, а хозяйство, как кулацкое, разорила Советская власть. Пришлось перебираться в “хлебный” город Ташкент. По дороге Сережа заболел брюшным тифом, отстал от семьи, а после выздоровления затерялся, попав в детский дом. Там он приобщился к театру. Из 500 претендентов, поступающих во МХАТ, Станиславский и Немирович-Данченко выбрали Столярова и еще около десяти человек. Столярова на главные роли приглашали Александр Довженко и Григорий Александров. После этого началась звездная слава молодого артиста. Его лицо украшало рекламные плакаты. Именно по ним после 18-летней разлуки нашла сына мать и старший брат. В 1941 году семью Столяровых эвакуировали в Алма-Ату. По дороге у всех украли продуктовые карточки, что означало неминуемую голодную смерть. Но артист вспомнил прежнее увлечение охотой. Взял на киностудии винтовку и ушел в горы. Вернулся через сутки с большим горным козлом. Мяса хватило всей семье. На остатки выменял у Константина Симонова пьесу “Русские люди” и поставил ее на сцене местного театра. Все сборы от постановок направил в Фонд обороны на танк, который так и назвали: “Русские люди”. За этот поступок лично Сталин прислал Сергею Столярову благодарственную телеграмму… 
Руководство Южно-Гобийского аймака в честь знаменитости устроило специальный прием. Столярову выписали разрешение на охоту и на отстрел дикого барана. Два дня он пробыл в горах, а когда вернулся и надо было улетать в Улан-Батор, испортилась погода. Наши специалисты, работавшие в Южной Гоби, воспользовались погодной заминкой и организовали собственную встречу с актером. Естественно, начались угощения. Кто-то жил с семьей, кто-то в общежитии. Собирались по нескольку человек и приглашали далекого гостя на “рюмку чая”. Сергей никогда не отказывался. Мы много раз вместе фотографировались. Гость рассказывал о своей работе, о друзьях, а их было много. Особенно выделял Бориса Бабочкина и Николая Крючкова, который тоже хотел попасть в Гоби, но у него, к сожалению, забарахлило сердце. Нашему четырехлетнему сыну Андрюше Сергей подарил свое фото с надписью: “Игорю на память! Будешь в Москве — заезжай!” Сейчас Игорю столько же лет, сколько было Сергею Дмитриевичу, когда он был у нас в гостях.
До сегодняшнего дня хранится и фотография советского микроколлектива, окружившего знаменитого актера. Сидели в зале, где проводился ремонт: над нашими головами на веревке висело хозяйственное ведро.
Потом наступила летная погода. И мы провожали земляка на Родину. На прощание Столяров сказал:
— Крючков такого не перенесет, ребята. Лучшей самогоночки я еще нигде не пробовал… Нет, ребята, давайте я Николая не буду растравливать… Нет, нет!..
С тем гость и улетел. 
Надежда Дубцова.
Надежда Дубцова. Культура 13 Сен 2016 года 1140 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.