Культура

Человек, который делает музыку

050_40_2014.jpgЗнакомство с интересными людьми — всегда событие. Евгений Ижиков — музыкант и, можно сказать, один из прародителей электронной музыки в нашем городе.

Оснащенность его компьютера всевозможными современными программами по обработке и созданию музыки говорит о том, что Евгений находится в постоянном и неустанном поиске совершенно новых и по-волшебному тонких музыкальных решений. Горячий кофе и гостеприимство хозяина, в свою очередь, располагают к беседе сами собой.

“Лет пять назад произошел серьезный прорыв в инжиниринге виртуальных музыкальных приборов, являющихся эмуляторами их реальных аналогов, которые, кстати сказать, в последнее время по качеству стали уступать. Есть, конечно, и другие мнения, я имею в виду то, что остаётся немало приверженцев винтажного аналогово-утеплённого звука, который извлекается из реальных железных устройств. Однако сегодняшние цифровые технологии уже на очень высоком уровне и позволяют добиваться результатов абсолютно немыслимых ранее, именно поэтому практически все профессионалы на сегодняшний день используют виртуальный вариант или гибридный, то есть софт плюс железо.

Вообще в звуке главное — детализация. Нужно, чтобы был слышен каждый нюанс, а для этого все звуки необходимо правильно расположить в звуковом ландшафте музыкального произведения, правильной и гармоничной должна быть и архитектура самих звуков. Когда музыкант думает, пишет музыку, он к каждому звуку относится очень бережно. Другими словами, каждый звук — не зря и должен занимать правильное, нужное место, причём стиль самого произведения неважен, красота и гармония есть и в хардкоре — нужно только её увидеть”, — поясняет Евгений.

Между тем фоном нашей беседы становится легендарная песня Джона Леннона Imagine, однако в совершенно новом, непривычном варианте: “Сейчас многие певцы, многие студии перепевают и делают кавер-версии и ремиксы всем известных хитов, затем выкладывая их в Интернет. Я, как музыкант, могу создать свой вариант. Это происходит повсеместно. Взять тот же Queen. Для того чтобы дело Фредди продолжало жить, вы можете сделать какие-то танцевальные ремиксы его песен, или, наоборот, использовать чилл или лаунж-формат. Сделать можно все что угодно, да так, что узнать изначальный хит будет невозможно до тех пор, пока не запоет Фредди Меркьюри. Пределов и ограничений никаких нет, однако необходимо понимать, что хороший результат может принести только уважение и бережное отношение к оригиналу — только пропуская через сердце, через всего себя тысячи раз прослушанный трек можно показать, что в нём видишь лично ты как музыкант, как профессионал и как художник. Именно поэтому не вижу абсолютно никакого смысла делать что-то один в один, надо просто разглядеть душу произведения. А у хорошей песни всегда есть Душа”.

Коснувшись вопроса, как он вообще пришел к тому, чтобы стать музыкантом, Евгений, вспоминая, отвечает: “Я не знаю, как это получилось. Сначала, конечно — “Битлз”, они перевернули все мои представления о музыкантах и музыке, дали понять, что сочинять и играть может каждый, нужно только по-настоящему хотеть этого. Потом — ну, просто меня всегда привлекали барабаны. Это для меня было нечто, хотелось хорошо играть на них. Образовался первый ансамбль, в состав которого входили такие же, как я. Просто обнаружили, что кто-то умеет играть на гитаре, кто-то на бас-гитаре, третий — на клавишах. Скинулись, купили инструменты, начали играть песни “Машины времени” и других. Но со временем этого стало мало, потому что хочется исполнять не чей-то материал, а делать что-то свое. Так совместно со Станиславом и Геннадием Кудряшовыми организовали группу “Уровень А”. Там было все непросто, конечно, но это были светлые и прекрасные моменты моей жизни. У нас была дискотечная программа: появился свой свет, свой звук, автобус, на котором мы гастролировали по соседним городам. Так мы со временем смогли заработать на свою студию. Стараниями, конечно, Станислава Викторовича Кудряшова, и спасибо ему огромное за то, что тогда поверил в меня. Работали мы на студии буквально днями и ночами, оттачивался каждый звук, каждая нота. Поэтому и на концертах всё пелось и игралось нота в ноту, как на студийной записи. Просто мы были молоды и амбициозны, и все дружно делали один большой проект — “Уровень А”. Все, от администратора до техперсонала и грузчиков — все верили, что он состоится, все — Федя Леванов, Валера Рудаков, Дима Захаров, Гена и Слава Кудряшовы, Саша Смулько, Володя Костин — спасибо вам, друзья мои дорогие, за ваше терпение и понимание…

Кстати, если говорить о современном состоянии новокузнецкой музыки, то, на мой взгляд, нашему городу не помешал бы серьезный продюсерский центр, где бы могли развиваться интересные проекты. Чтобы у города были свои музыканты, была какая-то школа по их взращиванию. Где выявляли бы самых талантливых, и реально с ними работали, создавая продукт, который потом шел бы на музыкальный рынок страны. Хочу привести в качестве примера Детройт — город не больше нашего, с таким же практически количеством жителей, и менталитет такой же, такие же простые рабочие парни. Разница в том, что эти простые рабочие парни делают известное во всём музыкальном мире детройтское техно, абсолютно свой, ни на что не похожий звук, мощный и красивый. Да-да, техносаунд тоже может быть красивым! Причём будучи уже известными во всём мире, они продолжают жить в Детройте и никуда не собираются уезжать. Возвращаясь к вопросу о продюсерском центре — тут надо подумать, может быть, на базе школы искусств, может быть, на базе какой-нибудь серьезной студии, чтобы ребята сразу видели, как всё происходит, инвесторы, конечно, нужны серьёзные — но вкладывать в искусство и культуру всегда есть дело весьма престижное и благородное”.

На вопрос, что для него музыка — работа или же все-таки хобби, Евгений ответил сразу: “ И то, и другое. Можно, например, расценивать прослушивание музыки, как хобби, хотя я и слушаю как профессионал, не только наслаждаясь материалом, но и анализируя его, слышу, как и какие именно приборы были использованы при записи трека, и думаю, что именно использовал бы я. Я очень много слушаю, свёл больше двухсот миксов, а ведь для того, чтобы свести микс из двадцати треков надо отслушать не менее сотни. Это всегда было профессиональным занятием для меня. Делал аранжировки, делал сведения, это все приносило деньги. Сведение и мастеринг очень важны. Дело в том, что именно от них зависит то, каким в итоге услышит музыкальный материал слушатель. Работа, на самом деле, очень интеллектуальная, хотя со стороны кажется, что все просто, слушается-то очень легко. Но именно в этом и есть весь секрет: люди, которые слышат результат работы, не должны видеть закадровых усилий, и получать максимальное удовольствие. В этом плане для меня хорошим опытом стала Москва. Во-первых, появилась возможность свободно передвигаться между серьезными студиями, смотреть и слушать, как работают профессионалы. Во-вторых, это общение, коммуникабельность, умение слушать не перебивая. За 23 года можно многому научиться, не правда ли? Учился на звукорежиссёрских курсах у Андрея Субботина, ещё до того, как его пригласили преподавать звукорежиссуру в училище Гнесиных, и до сих пор считаю его одним из крупнейших российских специалистов в этом вопросе, именно он рассказал и показал, как именно правильно работать со звуком, что нужно делать и какими приборами пользоваться, чтобы, например, отодвинуть гитару на задний план, или как правильно выделить и округлить вокал, как подчеркнуть дыхание вокалиста, деликатное шумоподавление без потерь на высоких и верхних средних частотах…”

Заговариваем о группе TwinSnake. Евгений смеётся: “Александра Трынкина, директора группы, я знаю дольше всех своих друзей, мы с ним ходили в один детский сад…” Для начала слушаем оригинальный, не сведенный вариант одной из песен. Звучит, конечно, неплохо, учитывая мастерство музыкантов и сильный голос вокалиста. Однако после прослушивания сведенного варианта — того, которому в итоге и дано увидеть свет, - колоссальность работы звукорежиссёра становится очевидной. “Каждый нюанс, каждое прикосновение, голос — все сразу получает совершенно другое звучание при помощи современных студийных приборов. Для того, чтобы добиться идеального, нужного звучания, сидишь, бывает, часами. Чтобы правильно сформировать звук, очень важно знать, как работает прибор и специфику того или иного музыкального инструмента. Демонстрировать чудеса современного аудиоинжиниринга можно очень долго, — говорит Евгений, параллельно “играя” со звучанием одной из песен вышеупомянутой группы, - что интересно, треку не надо быть сверхсовременным. Он должен просто попасть в настроение. Ребята, конечно, подают большие надежды, сыграно всё очень круто, спето здорово, всё очень стильно, есть кураж, такой, знаете, нахальный, что и нужно для классического хард-рока — им просто нужен продюсер. Продюсер - это человек, который делает продукт. Не путать с директором группы или администратором, который договаривается о концертах и билетах. Понимаете — именно продюсер сделал Nirvana тем, чем она стала впоследствии, и никто бы не узнал о R.E.M., если бы не трек Loosing My Religion, талантливо спродюсированый мало кому известным человеком по имени Scott Litt, сумевшем передать нечто неосязаемое и в то же время вполне реальное — чувство, настроение, заставляющее нас делать радио погромче или спрашивать диск в магазине. И все они — Queen, The Beatles, Pink Floyd, треки, которые ты знаешь наизусть, при каждом прослушивании вновь пропуская через себя, ты воспринимаешь и чувствуешь по-новому. Это зависит от того, в каком ты настроении, например, и множества других обстоятельств, скажем — зимнее утро или летняя ночь…” И не согласиться с этим просто невозможно, правда?

Признаюсь, за время нашего общения я получила колоссальное удовольствие, ибо давно не встречала человека с такими широкими и разносторонними музыкальными интересами! Закончить хотелось бы благодарностью Евгению и одной из его цитат: “Человек, который несет в себе искру настоящего, — всегда будет интересен”. Надо сказать, что ее смело можно адресовать самому Евгению Ижикову.

Марина Паноинте Культура 04 Май 2014 года 1550 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.