Культура

Человеческое время Пабло Пикассо

149_25_2012.jpgЛучшего провожатого по выставке графики “Искушение” величайшего художника ХХ века Пабло Пикассо, чем художник, искусствовед и философ Руслан (Евгений) Высоцкий, едва ли можно найти.

Светлана Берзина, к примеру, побывав на выставке дважды, пришла еще раз - “специально на Высоцкого”.

Последуйте ее примеру, потому что оказаться один на один с Пикассо — не каждому под силу: это не “Утро в сосновом лесу”.

Говорят, что в студенческом живом Томске на выставку ходили валом. В мутном Новосибирске разгорелся скандал. Наше управление культуры сочло, что мы не должны видеть “эту порнографию” (к слову, шахтерский Прокопьевск не нашел у Пикассо ничего подобного).

Это за “текстом” выставки из 105-ти графических работ из знаменитой Suite 347 Пабло Пикассо, идущей в галерее Arteroom (бизнес-центр “Сити”), где 347 — число рисунков, выполненных 87-летним тогда мастером с 16 марта по 5 октября 1968 года. С них были сделаны литографии, которые, собственно, и представлены на выставке из частного французского собрания.

“Началом работы над сюитой (“сюита” с французского — “ряд”, “чередование”, “последовательность контрастных частей”), как совершенно точно подметил Руслан Высоцкий, стали довольно свободные иллюстрации к известному в Испании роману Фернанда Рохаса La Selestina (“Селестина”), опубликованному в 1499 году и рассказывающему о перипетиях не очень скромной жизни старой сводницы. Пикассо сделал 66 гравюр на эту тему и, хотя его Selestina вышла отдельным тиражом, как вполне самостоятельная серия, продолжил работу, буквально каждый день создавая новый сюжет и используя для этого новую технику: гравление, сухая игла, полировка, акватинто на металле и так далее.

149_24_2012.jpgНадо сказать, что Suite 347 — совсем не первая графическая серия Пабло Пикассо, который однажды подметил, что-де “может, художник я и плохой, но рисовальщик хороший”. Хороший - не то слово: рисунок мастера просто божественно точен — его “пластические рифмы и резонансы” просто завораживают. До Suite 347 была вдохновенная “Сюита Воллара”, где тема “художник и модель” звучит как тема любви и жизни. К слову, в “Сюите Воллара” появляются четыре весьма гротескных листа, посвященных Рембрандту. Потом были “Игры пажей”, он создает серии графических вариаций на темы “Менин” Веласкеса, “Завтрака на траве” Мане, “Похищения сабинянок” Давида, в 1953 — 1954 годах был создан большой цикл “Человеческая комедия”. В Suite 347 вновь возникают реминисценции к Рембрандту. Мане, Дега, Веласкесу, Делакруа, за любовными сценами с Рафаэлем подглядывают Микеланджело и папа Юлий II. Уже в этом можно увидеть, сколько иронии и сарказма, воображения и парадоксов, фантазии и автобиографической исповеди (некоторые вообще считают, что Suite 347 — дневник художника этого периода жизни) вкладывает Пикассо в свою работу.

Его творчеству всегда была присуща особая чувственность, связанная, как мы уже сказали, с необыкновенной любовью к жизни во всех ее проявлениях. И мне не очень нравятся рассуждения типа “дед-то на старости лет решил приударить”. (Интернетовские тролли — особый род пошляков.)

Нет, здесь, конечно, полно грусти, но еще больше жизни и чувств и бесшабашной молодости духа: глумливого, дерзкого, охотно смешивающего непристойное со стыдливым, но никогда не вульгарного.

Удивительно, что ни один из персонажей сюиты не похож на другого, — они индивидуальны.

“Время его работ словно сгущается, существует только одно — человеческое время”, - говорит Руслан Высоцкий.

Собственно, это приключение во времени по способу Пабло Пикассо.

Если ты, конечно, готов это понять.

Глеб Соколухин Культура 20 Дек 2012 года 1862 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.