Экономика

Угроза конкуренции?

Пакет антитеррористических законов, которые предложили депутат Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров, должен вступить в силу 1 июля 2018 года. Он обязывает операторов связи и интернет-компании хранить содержание разговоров и переписки, а также информацию о фактах приема и передачи звонков, текстовых сообщений, фотографий, звуков и видео. Мировые производители готовы делиться технологиями с российскими компаниями, чтобы поучаствовать в реализации требований “закона Яровой”.

Производитель телекоммуникационного оборудования “Булат”, основными акционерами которого являются структуры “Ростеха” и “Ростелекома”, ведет переговоры с Huawei и Lenovo. Тема переговоров — лицензирование технологии производства оборудования, необходимого для исполнения положений “закона Яровой”. Об этом “Коммерсанту” рассказали три собеседника на IT-рынке и подтвердил топ-менеджер одного иностранного вендора.
“Переговоры с Huawei находятся на более продвинутой стадии, речь идет о трансфере технологии производства решений для ЦОД и построения каналов связи, то есть различных серверов, систем хранения данных, телекоммуникационного оборудования”, — утверждает один из них. Huawei не готова просто продать технологию сторонней компании. Если получится договориться, то с условием выкупа в “Булате” миноритарного пакета, утверждают два менеджера телекоммуникационных компаний, знакомые с деталями переговоров. Китайская компания, добавляют они, понимает, что “гайки понемногу закручивают” и через какое-то время для успешного ведения бизнеса в России может понадобиться дочернее предприятие, у которого есть статус “российского производителя”. И “Булат” подходит под критерии “российского производителя”, даже если Huawei выкупит в нем долю, просто она должна быть менее 50 процентов. Представитель Huawei Татьяна Фомичева сообщила, что не может комментировать факт переговоров.
Глава Lenovo в России, СНГ и Восточной Европе Глеб Мишин сообщил, что официальных переговоров с “Булатом” не было: “Но мы заинтересованы в сотрудничестве с “Булатом”, готовы рассматривать компанию как минимум как OEM-производителя, совместно развивать нашу серверную платформу и работать над созданием программно-аппаратного комплекса, который удовлетворял бы требованиям по хранению информации, которые указаны в “законе Яровой”. Представитель Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК) “Ростеха”, в которую входит “Булат”, Леонид Хозин сообщил “Коммерсанту”, что “решения компании - результат технологического партнерства с рядом российских и зарубежных разработчиков” и на данный момент “Булат” ведет переговоры с большим кругом ведущих мировых вендоров: “Мы готовы сотрудничать с теми производителями, кто предложит честную и экономически выгодную локализацию. Вопрос цены технологий и их реализации здесь играет не последнюю роль”.
Президент Национальной компьютерной корпорации Александр Калинин отметил, что для производства оборудования под “закон Яровой” совокупно вполне хватит имеющихся производственных мощностей “Ростеха” и крупных российских производителей оборудования — “Аквариуса”, Depo Computers и Kraftway. “В то же время, если “Булат” захочет создать отдельное производство, на начальном этапе инвестиции в запуск завода могут составить порядка 500 миллионов рублей”, — считает он. По его словам, попытки создать СП с российскими компаниями сейчас предпринимают многие китайские вендоры, например, подобное предложение поступало от производителя серверов Inspur: “Китайским компаниям нужен рынок сбыта, поэтому они заинтересованы в передаче технологии и вложении собственных средств в российское производство в обмен на долю в какой-нибудь отечественной компании”.
Затраты телекоммуникационных компаний на создание системы хранения трафика составят 2,2 триллиона рублей, писали руководители сотовой “большой четверки” председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко. А всем участникам рынка закон обойдется в сумму около 5 триллионов рублей по оценке экспертов.
Если же появится единый оператор услуг хранения, то это снизит затраты участников рынка на инфраструктуру, позволит систематизировать и предложить отечественные решения, поспособствует сохранению стоимости услуг связи для конечного потребителя, позволит не уйти с рынка многим маленьким провайдерам.
Проблема в том, что “Ростех” не является оператором связи, следовательно, не подпадает и под “закон Яровой”, объяснил “Ведомостям” сотрудник одного из операторов связи. А передавать трафик некоему третьему лицу закон операторов не обязывает. Но само хранение данных — лишь верхушка айсберга, продолжает собеседник “Ведомостей”, гораздо больше вопросов вызывает подготовка к хранению, которая предполагает доступ хранителя к биллингу и другим внутренним IT-системам компаний связи, то есть фактически централизованное управление всеми российскими сетями одним лицом. А это прямая угроза конкуренции.
Чтобы хранить информацию, не нужно особых умений — поставить дата-центры может любой оператор. Основная сложность, по его словам, в том, чтобы снимать информацию, систематизировать ее и обеспечивать быстрый доступ к ней компетентных органов. Проекты “Ростеха” и “Ростелекома” эту задачу не решают, уверен собеседник “Ведомостей”.
Денис Платов.

Денис Платов. Экономика 30 Авг 2016 года 1040 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.