Экономика

Санкции и Кузбасс

103_12_2014.jpgНа днях стало известно, что французский контрагент кузбасской шахты “Заречная” (Полысаево) отказался принимать суда с её энергетическим углем. Во всяком случае, это утверждает американское агентство Платтс, специализирующееся на информации о мировом энергетическом комплексе. Оно не смогло добыть каких-либо комментариев от получателя груза и предположило: “красноречивое молчание” свидетельствует о том, что российскому углепрому грозят санкции Евросоюза. Эксперт агентства отметил: “Ключевой вопрос — может ли аналогичная ситуация повториться в отношении других российских поставщиков”. Если да, то следует ожидать перераспределения экспортных потоков угля.

Вероятно, эксперт имел в виду не только переориентацию угольных грузов из России на Восток, но и приток американского угля в Европу. В Штатах уголь все больше замещается другими видами углеводородного топлива — “сланцевая революция”! Санкции ЕС, если они и вправду начали применяться к нашей угольной отрасли, открывают настежь европейский рынок для американского угля. Он дороже российского, но зато его “политическая репутация” не вызывает сомнений — правильный, идеологически выдержанный уголек, с точки зрения Старого Света.
Почти одновременно пришло еще одно сообщение по этой теме — теперь уже из Кузбасса — о том, что санкции, введенные в отношении России Европейским союзом и США, сорвали крупный проект глубокой переработки угля в Беловском районе. Вот что пишет “Коммерсант” о пресс-конференции в поселке Новый Каракан, ссылаясь на выступление председателя совета директоров “Каракан Инвеста” Георгия Краснянского.
“Технология глубокой переработки угля, добываемого на разрезе “Караканский Западный”, с получением из него дизтоплива, битума и синтез-газа была найдена в США. “Каракан Инвест” три года изучал эту технологию. Подготовленный с американским поставщиком контракт предусматривал, что в Беловском районе будет смонтировано 10 установок глубокой переработки угля годовой мощностью 350 тысяч тонн каждая. Поставщик обязывался взять на себя не только монтаж и наладку оборудования, но и его эксплуатацию первые три года с последующей передачей заказчику. Контракт оказался сорван после того, как Export-Import Bank of the United States отказался страховать экспортные кредиты на эти поставки. “В Польшу — пожалуйста, сказали. А зачем нам в Польшу?” — посетовал Краснянский.
По оценке принявшего участие в пресс-конференции заместителя министра энергетики РФ Анатолия Яновского, пока санкции не затрагивают напрямую сектор поставок оборудования для российских угольщиков, а если и будут введены, то не несут большой угрозы открытой добыче угля (поставки самосвалов обеспечивает Белоруссия). В то же время, если введут запрет на поставки российского угля в Европу, это будет, безусловно, болезненно для угольных предприятий”.
О том, что так называемая третья степень санкций Запада будет направлена против топливного комплекса России (нефтегазового и угольного), было объявлено еще в мае, когда министры иностранных дел стран НАТО собрались в Лондоне, дабы “прищучить агрессора”, но так, чтобы не зацепить хитрым крючком экономику собственных государств. До этого отношения отечественного углепрома с европейскими импортерами складывались относительно благополучно даже с учетом падения мировых цен и спроса на уголь. (В первом квартале этого года страны Евросоюза импортировали 10,2 миллиона тонн российского энергетического угля — на 9 процентов больше, чем за аналогичный период 2013 года). Теперь, однако, выясняется, что санкции могут негативно сказаться как на сферах кредитования и технологического сотрудничества, так и на объемах сбыта российского угля.
В Кемеровской области действуют, между тем, основные экспортеры российского угля — “Кузбассразрезуголь”, СУЭК, “Южный Кузбасс”, “Южкузбассуголь”. Наши политологи могут с удовлетворением отмечать, что на изготовленную в Лондоне “блесну” сама же Европа и попадется, но отечественному угольному бизнесу этого утешения будет маловато. Ему нужны инвестиции, дешевые кредиты и, самое главное, рынки сбыта. Легко сказать “следует ожидать перераспределения экспортных потоков угля”, да трудно перераспределить.
В День шахтера заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров заявил, что в Кузбассе в этом году планируется поднять угледобычу до 205 миллионов тонн в расчете на рост потребления угля в странах Азиатско-Тихоокеанского региона — в Китае, Японии, Южной Корее, Тайване и Индии. Поставки в юго-восточных направлениях увеличатся на 15 процентов, что восполнит потери от возможного европейского эмбарго. Таков прогноз на этот год. Дальше больше…
Сенатор от Кузбасса, правда, не сказал, что перспективы экспорта связаны прежде всего с развитием угольных месторождений в Якутии, на Дальнем Востоке и в Тыве, которые ближе к портам и границам и, следовательно, более конкурентоспособны по отношению к австралийскому и индонезийскому углю. Что касается этого года, то в случае отказа Европы от российского угля оперативно переориентировать экспортный массив (первоначально он исчислялся в 150 миллионов тонн) невозможно технически.

Александр Кириллов Экономика 09 Сен 2014 года 223 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.