Экономика

Правительство: ни ни желания достигать цели

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, пытаемся как-то реализовать свою власть. Когда непосредственно, а чаще всего через государственной власти и органы местного самоуправления.
Органы государственной власти представлены, как известно, исполнительной, законодательной и судебной "ветвями". По этим ветвям, как известный учёный Кот, ходит президент и координирует движение в определённом им направлении внешней и внутренней политики. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Ровно пятилетку назад, 7 мая 2012 года, при вступлении в должность Президента России, В.В. Путин подписал 11 указов, получивших известность как "майские указы". Указы включают в себя более 200 поручений, касающихся экономической, социальной политики, госуправления, обороны и демографии. Очевидно, что столь обширную программу готовил для президента не один институт и не только его администрация. А вот определённые анонимным коллективом авторов и утверждённые президентом задачи реализовывать в соответствии с Конституцией, приходится "ветвям власти". Прежде всего исполнительной. Главным образом от её действий, а правильнее сказать — полноценной и целенаправленной работы зависит благополучие и процветание страны.
Которого всё нет и нет. Ни благополучия, ни процветания. Многочисленные эксперты, прежде всего "политологи", называют, навязывают, предлагают и обсуждают множество причин, которые привели к сложившейся ситуации, далёкой от конституционных целей. Диапазон причин широк. От "заговора мировой закулисы" до "не так посчитали". Думается, эти обоснования, честно говоря, провала исполнения президентских указов равнозначны знаменитому "не так сели". Не давая оценок политологам — специалистам по "заговорам" или "счетоводам", предложим свой взгляд на весьма вероятные организационные и управленческие ошибки.
В первую очередь хотелось бы коснуться структуры управления. Любой руководитель, формулируя цели на предстоящий период, ставит конкретные задачи конкретным исполнителям, координируя исполнение заданий. Наиболее известна и заметна эта работа в спорте. Скажем, руководство тренером коллективом футболистов. Зная соперника, исходя из значимости победы в предстоящем матче, возможностей своих игроков, тренер формирует "структуру своей организации", на их языке — схему. Например, самую простую: вратарь — 4 защитника, 4 полузащитника и 2 нападающих. И по ходу решения текущей задачи тренер меняет исполнителей, передвигает их по зонам ответственности, меняет им задания. Руководит. Потому что знает, если итог будет неудовлетворительным, то руководить он будет недолго. 

049_15_2017.jpg

В государственном управлении, на мой взгляд, это выглядит так. Президент и его администрация формирует курс внешней и внутренней политики, направленный на достижение главной конституционной цели - обеспечение благополучия и процветания России. Для реализации политики определяет главного исполнителя, председателя правительства, утверждает кандидатуру в Государственной думе, и потом две ветви власти трудятся совместно для решения задач президента. В соответствии с выбранным курсом президент ежегодно выступает с посланием Федеральному собранию с основными задачами на ближайшую перспективу. Чтобы всем ветвям власти было понятно, верным ли курсом идём. Не сбились ли? И указывает обеим ветвям точки, на которые необходимо обратить особое внимание в дальнейшей работе парламенту и правительству. Но отчитываться уже, по факту реализации президентской программы, приходится только председателю правительства и тоже перед думой. Не совсем ясно, почему руководитель одной ветви отчитывается перед другой ветвью, конституционно равнозначной. Ведь президент определяет направления деятельности и Федеральному собранию, и правительству. В единстве их работы — залог успеха президентского курса. Одна ветвь планирует мероприятия по решению задач президента, вторая "обеспечивает" их законодательное оформление. Скорее всего, это правительство и дума, как одна команда, должны ежегодно отчитываться перед президентом о реализации программы президентского срока. Каков результат их взаимодействия? И отвечать по конкретным целевым показателям об их исполнении или неисполнении. С анализом причин и корректировками осуществляемых действий. 
В июне 2011 года, почти за год до "майских указов", Правительством, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии утверждён "Национальный стандарт для достижения успеха в организации" ГОСТ Р ИСО 9004 — 2010. Стандарт дает организациям "методические указания по достижению устойчивого успеха путем использования подхода, основанного на менеджменте качества. Он применим к любой организации независимо от ее размеров, типа и рода деятельности, содержит рекомендации по достижению устойчивого успеха организации в сложной, требовательной и постоянно меняющейся среде путем использования подхода на основе менеджмента качества". Можно возразить, что правительство — это особенная организация, и вряд ли "наука", о которой речь в стандарте, касается этого органа. Ну, во-первых, законы управления одни на всех, а во-вторых, Агентство по техническому регулированию и метрологии утвердило в 2015 году "Национальный стандарт системы качества органов власти". Похоже, в правительстве не знают о подобном. Учиться некогда, надо нарабатывать собственный опыт, применимый только к определённому кругу лиц.
Ну, ладно, сложилось как сложилось. председатель правительства может и перед думой выступить с отчётным докладом. Тем более что в текущий период затухания политической борьбы в думе отчёт носит характер собеседования, а не экзамена и уж тем более не "работы над ошибками". Да и не с руки членам Федерального собрания задавать неудобные вопросы по теме президентских указов и посланий, отвечать-то должны вместе. Как тут поставить неудовлетворительную оценку "со-трудникам" из правительства? И правительство само себя позитивно оценивает. Первый заместитель председателя правительства И.И. Шувалов: "В 2015 году правительство не совершило ни одной крупной ошибки". По итогам 2016 года председатель правительства был более самокритичен и в ответ на вопрос депутата от "Справедливой России" признал: "Правительство, конечно, много ошибок допускает, и наше в том числе".
Отметим пока два организационных момента.
Во-первых, повторимся. Правильнее отчитываться о проделанной работе перед тем, кто её поручил, а не перед теми, с кем ты эту работу должен выполнять. То есть о выполнении "майских указов" или о ходе их выполнения господину Медведеву вместе с господином Володиным, понурив головы, нужно докладывать Путину. При большом стечении журналистов, в том числе телевизионных. 
Во-вторых, правильнее отчитываться по существу сделанных поручений, собственно исполнения указов от 7 мая 2012 года. Конкретно — о достигнутых результатах, а не о "проделанной работе". Как на ЕГЭ, по каждому вопросу, поставленному президентом, ответ в нужной клеточке. Интересует результат работы правительства и думы, а не трудности, которые мешают достижению поставленных задач. По каждому указу, по каждому поручению. 
Самый первый из группы "майских указов", который почему-то часто не считается "майским", но является очень важным для реализации дальнейших задач, поставленных президентом. Это Указ № 594 от той же даты, 7 мая 2012 года, "О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012 — 2014 годы", имел конкретные целевые показатели — 15000 слушателей за период 2012 — 2014 годов должны пройти обучение по программе повышения квалификации инженерных кадров. И денег на эту программу выделялось из бюджета 750 млн рублей. На условиях софинансирования 50/50, на одного инженера приходилось 100000 рублей на переобучение.
Отличная программа. Как же она реализовалась? Отчёт о выполнении этого указа в докладе председателя правительства перед думой по итогам 2014 года и в дальнейшем не прозвучал. Д.А. Медведев упомянул как о достижении участие в программе развития рабочих кадров: "В 2014 году мы приняли участие в международном чемпионате WorldSkills Europe, в Екатеринбурге впервые провели национальный чемпионат сквозных рабочих профессий, будем это направление и дальше поддерживать, потому что нам действительно квалифицированных рабочих рук не хватает. По решению правительства был создан союз "Ворлдскиллс Россия". Мы готовы побороться за право провести у себя чемпионат мира по рабочим профессиям в 2019 году".
Оставив в стороне неимпортозамещённое название "Ворлдскиллс", заметим, что, безусловно, необходимая работа по развитию рабочих кадров - совсем не то, что требовалось Указом № 594. Вместо одного премьер отчитывается о другом, что лучше, на его взгляд, выглядит. Вместо премьера о ходе выполнения поручения президента 3 февраля 2017 года отчиталась заместитель министра образования и науки Российской Федерации Л.М. Огородова: "В рамках целевой программы "Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015 — 2016 годы обучено более 8 тысяч человек". Простое сравнение целевых показателей "15 тысяч к концу 2014 года" и результат — "8 тысяч к 2015 - 2016" показывает, что что-то пошло не так. Но почему правительство об этом не говорит? В чём причина? Может, не столь важно? Вряд ли. В указе же и указано, что инженерные специалисты имеют стратегическое значение для экономического развития России. То есть дальнейшие задачи по обеспечению роста экономики будет просто некому выполнять.
Пару лет назад, именно в период, о котором идёт речь, смотрел на сайте Новокузнецкого центра занятости инженеров, вставших на учёт в качестве безработных. Время памятное ещё и потому, что работники градообразующего предприятия, известного своей социальной ответственностью, только перевели дух после "оптимизации численности персонала" в коллективе и ждали следующего этапа. Инженеров там было очень много. Металлургов, механиков, энергетиков. Люди слегка "за сорок", кое-кто — за пятьдесят. Некому их переучивать. Да, собственно, и незачем. Высокотехнологичных мест и, соответственно, высокооплачиваемых предлагается не много. Зачем переучивать инженера на зарплату 10 тысяч? 
Теперь возьмем "майский" Указ № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике". Несмотря на то, что указы определяют задачи социально-экономического развития, главное в этом словообразовании всё же "экономическое". Без экономики социальные вопросы решаются хуже. Денег-то нет. Поэтому-то, видимо, и 596-й Указ в верхней части списка "майских указов". Указ постановил обеспечить выполнение следующих показателей:
а) создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
б) увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов — к 2018 году;
в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;
г) увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;
д) повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й — в 2015 году и до 20-й — в 2018 году.
Конкретные цифры. Как дела с этим Указом? Что же об этих показателях говорит в отчётном докладе председатель правительства? Чем планируется поддерживать социальную часть программы президента?
Про позицию в рейтинге Всемирного банка Д.А. Медведев отчитывался за 2015 год, поднялись до 51 места, немного не дотянув до планового показателя, и за 2016 год — уже 40 позиция. Тренд позволяет рассчитывать на достижение заветной цифры "20" в 2018 году. Вопрос сняли с контроля. Идём по графику.
Про производительность труда в отчёте премьер говорил меньше. Только как результат господдержки ОПК, значительно увеличившей производительность труда. Нельзя сказать, что премьера не заботит этот показатель. На совещаниях правительства Медведев не раз поднимал вопрос. Какие-то программы повышения производительности писал ещё бывший министр Улюкаев, теперь поручение дано уже Минэкономики, Минтруда и Минпромторгу. В общем, не решена ещё задача производительности. Ну и отчитываться не стоит. Зачем людям настроение портить?
Про увеличение доли высокотехнологичных и наукоёмких отраслей председатель правительства так же не стал мучить сухими цифрами. Лёгким мазком обозначил: "Главное, чтобы мы не просто собирали отвёрткой привезённые машинокомплекты, а развивали на своей территории полноценные технологические компетенции. И именно на это направлены все наши решения". Судя по реплике в будущем времени, отчитываться пока нечем.
То же и про инвестиции. "То же" в смысле не очень хорошо, и выводов из этого нет. "До 25 % ВВП к 2015 году" — это порядка 15 триллионов рублей. В отчёте за 2015 год Д.А. Медведев сетовал, что "Россия по-прежнему отрезана от значительной части международных кредитных ресурсов и от рынка современных технологий. Повышение рейтинга Всемирного банка по условиям ведения бизнеса не увеличило поток иностранных да и внутренних инвестиций. 
Вместе с тем председатель правительства отметил, что "увеличился и интерес к России иностранных инвесторов, отмечающих фундаментальные плюсы нашей экономики — высокую доходность, наличие обширной ресурсной базы, квалифицированный персонал. Добавим к ним низкую инфляцию и целый ряд преимуществ, которые связаны с нашим членством в Евразийском союзе. В итоге к концу года динамика инвестиций в целом по экономике стабилизировалась. В этом году начинается их рост". Но конкретных цифр докладчик так и не озвучил. К сожалению, иностранных инвесторов пока не интересует ни квалификация персонала, ни наше членство в ЕАЭС. Большая часть "иностранных инвестиций" — это короткие спекулятивные вложения в ценные бумаги российских эмитентов, зарабатывание на разнице процентных ставок в России и в развитых странах.
Результаты планов модернизации и создания 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году трудно оценивать оптимистично. Без инвестиций, без наукоёмкой и высокотехнологичной продукции, а также без переподготовки инженерных кадров, да и других специалистов, очень трудно создавать высокопроизводительные рабочие места. Если вообще возможно. Ещё памятны результаты целевой программы "Здоровье", куратором которой был нынешний председатель правительства, когда на высокотехнологичном оборудовании некому было работать и некому его обслуживать. Мало потратить деньги, ой как мало…
Обращает внимание, что отчёты правительства состоят из проведённых мероприятий и потраченного бюджета. Эффективность своих расходов Правительство не оценивает. Об этом в прениях по докладу сообщил руководитель фракции С.М. Миронов: "Счётная палата проанализировала исполнение госпрограмм и пришла к выводу, что потраченные на них 4 триллиона рублей не принесли существенных результатов. Объёмы незавершённого строительства по госпроектам превысили 2 триллиона рублей, ещё 220 миллиардов в 2015 году фактически спалили впустую, а это, кстати, стоимость моста через Керченский пролив".
Ещё раньше руководитель Счётной палаты Т.А. Голикова указывала: "Государственные программы пока не стали инструментом надлежащего бюджетного планирования. Пока не удалось установить четкую взаимосвязь между бюджетными ассигнованиями и результатами, которые получаются за эти бюджетные ассигнования. Проекты программ, к сожалению, не выдерживают те приоритеты и те задачи, которые перед страной стоят. В программах отсутствует системность. Цели многих госпрограмм абсолютно неконкретны, содержат нечеткие формулировки и недостаточно согласованы с задачами госпрограмм. Типичны ситуации, когда достижение цели не обеспечивается ни одной из задач или задача не направлена на достижение ни одной из целей". 
В этом же докладе Т.А. Голиковой "По результатам аудита государственных программ" отмечалось: "Для многих незамеченным прошел закон о стратегическом планировании. К сожалению, на федеральном уровне правительство относится к срокам и мероприятиям этого закона весьма скептически. Хотя в соответствии с этим законом госпрограммы определены как нижний уровень стратегического планирования".
Это третий и, пожалуй, самый важный организационный момент. У этой команды министров, реализующей курс на наше благосостояние и процветание, нет ни умения, ни, похоже, желания достигать каких-то стратегических целей.
И ладно, если бы это была наша городская футбольная команда. Нужны ли нам такие игроки с тренером, не умеющие ни планировать, ни отвечать за свои успехи?
Сергей Попов, заместитель председателя Правления АО "Кузнецкбизнесбанк"
Сергей Попов Экономика 27 Май 2017 года 2776 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.