Экономика

Поправка к статье о поправке земель

010_12_2013.jpgПо данным Новокузнецкого комитета охраны окружающей среды, к разряду городских территорий, требующих рекультивации, включая земли, занятые промышленными и бытовыми отходами, относится 2310 гектаров. В их числе площади, нарушенные горнодобывающей промышленностью - 1153, черной металлургией — 688, цветной металлургией - 247 гектаров. 

Совет Федерации намерен собрать в Кемерове в феврале - начале марта совещание представителей министерств, региональных властей и компаний-недропользователей с тем, чтобы доработать поправки в закон “О недрах”, которые обсуждаются в парламенте. Речь идет о новой редакции положений, касающихся рекультивации нарушенных земель, — прежде всего 12-й статьи закона. Она определяет содержание лицензии на пользование недрами, в которой, в частности, должны быть обозначены условия выполнения природоохранных требований и порядок, а также сроки подготовки рекультивационных проектов. Эти вещи необходимо прописать четко и недвусмысленно. Кузбасс заинтересован в такой законодательной инициативе, пожалуй, как никакой другой регион. 
Деловая пресса цитирует в связи с этим заместителя председателя комитета Совета Федерации по экономической политике, сенатора от Кемеровской области Сергея Шатирова: “С одной стороны, граждане справедливо ставят вопрос об экологическом обеспечении горных работ, связанных с добычей полезных ископаемых, будь то уголь, газ, нефть или что-то другое, выступают за сохранение окружающей среды. С другой стороны, нужно ориентироваться на возможности горных предприятий”. Проще говоря, вопрос стоит так: из какого кармана платить за восстановление нарушенных земель? Это тот случай, когда в карман предпочитают лезть за словом, но только не за рублем… 
И так было всегда. Слова “рекультивация” и “культя” далеко не однокоренные, но рождают сходные ассоциации. Помнится, еще лет тридцать назад брал интервью у бригадира автоколонны, отмеченного званием лауреата областной премии за ударную работу по рекультивации старого карьера под Листвягами, и услышал: “Это все ля-ля-ля. Пока государство не начнет давать денег, сколько требуется для такого дела, толку, кроме показухи, не будет”. Но в те времена по крайней мере было абсолютно понятно, кто должен финансировать такие работы. Общегосударственной собственностью были и та автоколонна, и тот карьер, и те заросли облепихи, что появились на его склонах. А теперь? 
На уже прошедших совещаниях в Совете Федерации обсуждались различные варианты источников финансирования, например, страхование возможного ущерба экологии. “Но как оценить ущерб? Сегодня непростые времена, меняется ценовая и тарифная конъюнктура на мировом рынке…”, — говорит Сергей Шатиров. Тогда, может быть, создать фонд для возмещения экологического ущерба, в который недропользователи отчисляли бы средства на рекультивацию земель? “Такой фонд действительно нужен, и его создание уже продекларировано, — отметил сенатор. - Есть федеральные структуры, которые должны контролировать соблюдение экологических норм, например, Ростехнадзор, Росприроднадзор, другие ведомства, но контроль не всегда осуществляется”. 
Собственно, совещание в Кузбассе для того и созывается, чтобы прежде чем вносить поправки в закон, рассмотреть мнения регионов, угольщиков и ведомств. По словам Сергея Шатирова и вице-спикера СФ Светланы Орловой, общественность в качестве заинтересованной стороны тоже будет присутствовать на встрече в Кемерове, правда, они не уточнили, какая организация её представит. 
Еще один вариант законопроекта внесен в Госдуму Советом народных депутатов Кемеровской области в июне 2012 года. Он предполагает включение в лицензионные условия на недропользование положения о покрытии ответственности за ущерб от нарушения земель. Осуществлять это планируется в виде страхования ответственности на сумму, равную стоимости рекультивации. В пояснительной записке к проекту закона отмечается, что это позволит обеспечить финансирование процесса восстановления земель еще на стадии выдачи лицензии. 
Между тем в прошлом году в Новокузнецке была принята долгосрочная муниципальная программа “Рекультивация нарушенных, восстановление деградированных земель и защита территории города от неблагоприятных и техногенных процессов на период 2012 — 2017 гг.”. Программа много чего предусматривает — от заказа космических стереоснимков и создания атласа проблемных территорий Новокузнецка до собственно рекультивации 204,4 гектара. В прошлом году такие работы проводились “Южкубассуглем” и частично по заказу Госуправления по реструктуризации шахт на площадях в несколько гектаров в Орджоникидзевском районе. Но, начиная с 2013 года, объем рекультивационных работ планируется увеличить в разы — по 20-40 и даже 50 гектаров ежегодно. 
Речь идет о таких площадках, как районы артезианской скважины и пруда-отстойника ЗапсибТЭЦ, бывшая городская свалка, склоны Щедрухинских отвалов, глиняные карьеры кирпичного завода, Кузнецкого района и шахты имени Орджоникидзе, территории вблизи Водопадного ручья у Кузнецкой крепости и Каирской улицы в Куйбышевском районе… 
В Новокузнецке никогда еще не проводилась рекультивация в таких объемах. Но не поручусь, что еще более масштабные планы не утверждались в прошлом, поскольку острота проблемы очевидна и без космической стереоскопии. Только где взять деньги для воплощения в жизнь этих насущных планов? Муниципальная программа, принятая в прошлом году, стоит около 1,5 миллиарда рублей. Причем финансировать ее предполагается главным образом из внебюджетных средств. Вот только каких, конкретно не указано. Но, как знать, возможно, упомянутые выше поправки к Закону “О недрах” как раз помогут разрешить эту проблему. 
 Александр Бокин (фото)
Александр Кириллов Экономика 30 Янв 2013 года 4541 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.