Экономика

О донорах и акцепторах

Говоря о роли банков в современной экономике, часто можно слышать, что “Банки — кровеносная система любой экономики”. Что же такое — кровеносная система? Насколько сравнение её с банковской системой корректно, насколько гиперболизировано? Проведем параллели.
В человеке кровеносная система — это транспортная система, состоящая из насоса (сердца) и множества каналов (сосудов), главной задачей которой является доставка с кровью питательных веществ ко всем органам и тканям. Абсолютно схожие функции выполняет в экономике банковская система. Главной задачей банковской системы является доставить к субъектам экономики питательные вещества в виде денег — крови экономики. И роль сердца выполняет Центральный банк.
Так же, как и сердечно-сосудистая система — наиболее слабое место в организме человека, так и финансово-банковская система реагирует раньше всех и острее всех на болезнь экономики.
Но на этом параллели не заканчиваются. Заболевания у систем те же! Тромбофлебит, например, опасная болезнь человека. Оказывается, и банки им болеют.
Так, кризис почти четырехлетней давности наглядно показал, как возникают тромбы в банковской системе. Ну как же: дали от сердца (почти оторвали) крови, а до органов она не дошла. Тромбы в сосудах - не в каких-то капиллярах, а в главных артериях с госучастием!
Почти месяц консилиум решал, что делать. Почему так происходит, догадались. По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова того правительства, “ситуация с донесением средств до конечного потребителя достаточно сложная. До конца тромбы в банковской системе мы не смогли пробить, поскольку нормативы, по которым работают банки, требуют от заемщиков предоставление дополнительной залоговой базы, а в настоящий момент в связи с тем, что активы многих предприятий обесценены, банки не понимают, как им выполнять эти требования”.
То есть, деньги дали, но вы их не получите. Можно представить, в какой спешке и панике принималось решение о вливании большого количества свежей крови, что даже подшефные банки не смогли реализовать затею питания органов кровью! Более того, локальный избыток крови привёл к другому расстройству. Резко выросло давление. Не кровяное диастолическое-систолическое, а давление на курс рубля. А куда же ещё могли пойти деньги, если нормативы (прав Шувалов) не дают возможности банкам давать деньги надолго и рисковать при этом! С валютой же риск минимальный. Кровь надолго не утекает. Да и возвращается с прибылью.
А в это время, пока кровь не поступала, органы начали умирать. Где-то инсульт, где-то паралич, где-то отмирание тканей (потеря лицензий, приостановка отдельных видов операций, потеря самостоятельности, уход в “холдинг” другого более крупного или более живучего банка). Помните из курса военной подготовки или ОБЖ: жгут нельзя накладывать на срок более двух часов. Как и в системе кровоснабжения человека, в экономике при “передавливании” в первую очередь страдают сосуды, то есть банки, по которым течёт кровь экономики — деньги. За время денежного голода в течение двух месяцев более 15-ти банков потеряли лицензии. Отмерли. Кто-то этому радовался, считая, что чем меньше банков, тем лучше. Думаю, что чем меньше сосудов, тем хуже. Ведь даже если иметь Супер-аорту и Супер-вену (даже с госучастием!), то без действующей системы артерий, капиллярных сосудов и вен организм нежизнеспособен. Вот тот случай, когда нужен Доктор. Хороший, знающий врач! В том числе “сосудистый”. Понимающий значение именно кровообращения как системы. Болезнь банковской системы, как системы, обеспечивающей жизненно необходимый денежный поток к ресурсодефицитным предприятиям, значимым для всего хозяйственного организма России, привела к тому, что компании стали напрямую требовать денег.
Как же лечилась сердечно-сосудистая система России? На протяжении всего года кровь регулярно и методично отсасывалась пиявками и кровопусканием в виде отчислений банков в Фонд обязательных резервов, кровь загущалась повышением процентной ставки. Кровообращение поддерживалось не внутренним кровообразованием, а за счёт доноров. Главным образом, иностранных доноров. И вот у доноров случилось своё головокружение, тошнота, спазмы от малокровия. Зарубежные “доноры” побежали сами себя спасать. Болезненное состояние экономики спровоцировало и внутренние кровопотери. Мы были уверены, что у нас в “подушках безопасности” море крови. Но мы свою “подушку безопасности” распечатывали долго, да и реанимацию проводили как-то бессистемно. Как говорится, “Боржом” уже не всем мог помочь.
Что особенно печально, органы и системы организма перестали нормально функционировать уже между собой, исчезла компенсация нарушенных функций, российский бизнес замер. С тех пор кто-то смог восстановиться, кто-то - нет. Но ситуация с деньгами в экономике очень напоминает ту, 2008 года. Центральный банк очень скромно рефинансирует банки, “налоговая кровь” выкачивается с ещё большим тщанием, а в запасниках резервного фонда “денежной крови” значительно меньше.

Сергей Попов, заместитель председателя Правления ОАО АБ “Кузнецкбизнесбанк” Экономика 04 Июн 2012 года 3538 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.