Экономика

Новая стратегия ЕВРАЗа

082_07_2014.jpgДмитрий Медведев не исключает, что санкции Запада в отношении России могут негативно повлиять на отечественную металлургию. Премьер сказал об этом накануне Дня металлурга при посещении Новолипецкого металлургического комбината. “Конечно, мы сталкиваемся и с недобросовестной конкуренцией, и с дискриминацией российской продукции. Могу вам сказать лишь одно: российское государство и российское правительство всегда будут защищать наших производителей”.

Вопрос о санкциях был задан главе правительства студентами-практикантами, которые, возможно, и не подозревают, что было время — еще до их рождения, - когда санкции “против русских” содержали в себе диаметрально противоположный смысл. Это сейчас нас хотят наказать, сооружая барьеры на пути российского проката на Запад, а в 70 — 80-е годы все было как раз наоборот. Если “там” хотели напакостить советской экономике, то обычно вводили эмбарго на поставку в СССР какой-либо необходимой ему металлопродукции — труб большого диаметра, например.

С тех пор, как известно, много чего изменилось. За исключением двух вещей — доброй традиции начинать празднование Дня металлурга в пятницу (что стало новостью для одного только Дмитрия Медведева, судя по отчетам о его визите на НЛМК) и периодически возникающего у Запада желания поставить в угол русского медведя.

Мог ли представить себе советский металлург, что придет время и Западу, чтобы наказать нас, надо будет чего-нибудь не купить у России — те же трубы, например. Ведь она стала одним из ведущих экспортеров труб в мире. ъ

Больше того, такие компании, как “Северсталь”, “Мечел” и ЕВРАЗ, заняв деньжат, приобрели в нулевые годы весьма серьезные горно-металлургические активы за кордоном. А вместе с ними и серьезные проблемы в виде сложных в обслуживании корпоративных долгов, что выяснилось уже в кризис 2007 — 2009 годов…

Не успел почетный металлург Леонид Калинин (автор статьи “Вспомнит ли государство про металлургию?” в “Кузнецком рабочем” от 15 июля с. г.) заметить, что тот “трансконтинентальный бум” в российской металлургии сошел на нет, как в деловой прессе появились сообщения о том, что ЕВРАЗ подыскивает покупателя на свою Evraz North America (компания объединяет несколько предприятий в США и Канаде). Это лишний раз подтверждает тенденцию к “возвращению домой”, обозначившуюся в стратегии российских горно-металлургических холдингов, увлекшихся некогда экспансией за рубеж.

Евразовские планы представляют для новокузнечан особый интерес. Об “исходе из Америки” говорят близкие к руководству и владельцам компании эксперты. По их словам, “несколько банков уже предлагали компании продать часть пакета североамериканского актива ЕВРАЗа, так как экономика США на подъеме и это может принести хорошие деньги”.

То, что одним обещает неплохие прибыли, для других вполне может обернуться убытком. Как говорят эксперты, ЕВРАЗ давно подумывает о разделении российских и зарубежных активов. Бизнес “на два дома” — Восток и Запад (даже три — принимая во внимание южно-африканские активы компании) — несет в себе риски, связанные с политическими разборками между этими частями света, обострившимися в последние месяцы.

К примеру, нынешним летом металлурги США пытаются, пролоббировать антидемпинговые пошлины на российский горячекатаный прокат, воспользовавшись благоприятной для этого геополитической ситуацией. Они обратились к правительству с коллективным письмом по этому поводу. (Оказывается, столь популярные в России челобитные с просьбишками о протекции не чужды и американскому бизнесу). И хотя на металлопродукцию ЕВРАЗа “местного американского производства” антидемпинговые пошлины распространяться не могут в принципе, кто сказал, что коренные штатовские конкуренты не укатают евразовский прокат какими-либо еще высокими горками — как ту пристяжную сивку.

Идею расстаться с этим активом навевает и корпоративный долг ЕВРАЗа — 6,5 миллиарда долларов на конец минувшего года. Тяготы его обслуживания могла бы облегчить продажа в объеме одного - полутора миллиардов долларов. Столько, как полагают эксперты, стоит сегодня Evraz North America.

Недавно холдинг продал за 89 миллионов долларов завод Vitkovice Steel в Чехии и заявил, что ищет покупателя для Highveld Steel and Vanadium в ЮАР. Однако назвать это “возвращением домой” будет явным преувеличением, поскольку в прошлом году активы ЕВРАЗа в России подверглись куда более серьезным изъятиям. И далеко не всегда такие операции можно было именовать продажами — как известно, часть угольных, рудных и энергетических производств компании, которые она признала неэффективными и объявила почему-то непрофильными, ушла за символические суммы.

Видимо, эта практика продиктована новой стратегией ЕВРАЗа, о которой поведал в июне Александр Абрамов, встречаясь с инвесторами в Лондоне. Как заявил основной владелец и председатель совета директоров компании, она взяла курс на самоограничение. “Основных приоритетов три: избирательные инвестиции в проекты стоимостью менее 100 миллионов долларов, с низкими рисками и возвратом на капитал не менее 40 процентов, сокращение капзатрат и ориентация на требования клиентов”, как следует из пресс-релиза на сайте ЕВРАЗа, анонсировавшего “день инвестора”.

По поводу североамериканского бизнеса компании в этом сообщении сказано только, что он “обладает уникальными возможностями, позволяющими извлечь выгоду от восстановления нефтегазовой отрасли в регионе”. Не ясно, то ли это рекламное предложение потенциальным покупателям, то ли “такая корова нужна самому”…

Газета “Ведомости”, ссылаясь на Абрамова, напоминает: “Основные проекты компании завершены (модернизация рельсобалочного стана в Новокузнецке, проект по добыче высококачественных углей PCI, запуск угольной шахты “Ерунаковская-VIII”, прокатный завод “Восточный” в Казахстане). А от масштабных покупок ЕВРАЗ отказался еще два года назад. С тех пор единственным приобретением компании было увеличение доли в “Распадской” (в 2013 году за 964 миллиона долларов), в остальном компания строго придерживается плана экономии”.

Тут будет уместно еще раз упомянуть о пуске 18 июля в опытно-промышленную эксплуатацию установки вдувания пылеугольного топлива в доменные печи № 1 и № 2 ЗСМК (на фото), о чем мы уже сообщали в прошлом номере. Объекты стоимостью 7 миллиардов рублей не каждый день вводятся. И, судя по тому, что сказал Абрамов о новой инвестиционной политике ЕВРАЗа, проектов, сравнимых по объему с этой установкой, а тем более с модернизацией рельсобалки, в ближайшие годы на Запсибе не будет. И не только здесь. Евразовские инвестиции станут станут более умеренными. Единственный масштабный проект — освоение железорудного месторождения Тимир. При определенных условиях он может быть взят в разработку. Только этот Тимир — якутский, а не Темиртауский рудник, что в Таштагольском районе. Увы…

Александр Бокин (фото)

Александр Кириллов Экономика 23 Июл 2014 года 1696 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.