Экономика

Незапланированный рекорд

151_07_2012.jpgСегодня пройдут торжества по случаю выдачи на-гора 200-миллионной тонны кузбасского угля. Это рекорд годовой добычи в области. Местом проведения торжеств избран разрез “Черниговец” — предприятие холдинга Сибирский деловой союз, расположенное в Березовском. Отрадное само по себе сообщение о новом достижении горняков вызывает, однако, разноречивые оценки. Темпы роста углепрома явно перекрывают возможности по вывозу угля и его реализации на рынках. Обостряется и проблема техногенной нагрузки на территории.

Темпы прироста таковы, что еще пару месяцев назад в областной администрации считали, что объем добычи в 2012 году составит 195 миллионов тонн. Для очередного рекорда, к слову, хватило бы и этой цифры. Но то ли прежний прогноз базировался на неверной статистике, то ли отрасль переживает фазу неконтролируемого роста, только к концу года итоговое число еще более округлилось. А вот железнодорожные колеса круглее не стали. Руководство Западно-Сибирской дороги заявило, что его не предупреждали о скачке угледобычи, отсюда неизбежные заторы. Но, если бы и предупредили, это вряд ли разрядило бы ситуацию, поскольку подъездные пути не рассчитаны на отгрузку 8-9 тысяч вагонов в сутки, необходимых при теперешней затоваренности угольных складов.

Вывод очевиден и не нов: нужно развивать железнодорожную инфраструктуру как в Кузбассе, так и на подходе к портам. Решение этой задачи, однако, упирается в тарифную проблему. С нового года железнодорожники снова намерены поднять тариф на перевозку, мотивируя это как раз необходимостью вложений в инфраструктурные проекты. Угольщики же не устают напоминать правительству о том, что транспортная составляющая в цене кузбасской продукции достигла критических значений, по энергетическому углю она превышает уже 50 процентов…

Наблюдая за этими спорами, ведущимися в деловой печати и на уровне челобитных в правительство от обеих отраслей, то и дело читаешь заявления типа “с ростом добычи должно увеличиваться и потребление угля, но, к сожалению, это не так”. Действительно достойно сожаления, что такие заявления — простодушные или лукавые? — делаются бог знает на каком году рынка, поскольку тут явно перепутаны причина и следствие. Прошу прощения за банальность, это рост потребления стимулирует добычу, а никак не наоборот. И как-то слабо верится, что угольные компании, действующие в Кузбассе, “идут на рекорд”, не имея соответствующих контрактов на поставку продукции.

Плач по поводу “рухнувших мировых цен на уголь” несколько нарочит. Они скорее нестабильны — и падают, и повышаются. Если взять за точку отсчета нижние значения, то да — впору запаниковать. В среднем же по уходящему году цены, уступая прошлогодним, тем не менее сопоставимы с уровнем 2010 года, когда они были не столько низки, сколько лишены спекулятивных накруток. В любом случае углепрому Кузбасса, беря в расчет положение на мировом рынке, приходилось переживать времена и похуже. Правда, тогда и железнодорожные тарифы были пониже.

Разводить дискуссии о том, что предпочтительнее: “вчера по три или по пять, но сегодня” - непродуктивно, лучше обратить внимание на тему, которая вообще не дискутируется в связи с 200-миллионным рекордом. А надо бы. Речь об экологии региона, чьи земли, воды и недра, да и атмосфера, если вспомнить о метановых выбросах, подвергаются все большему воздействию разрезов и шахтных разработок. Остается надеяться, что по этой проблеме выскажется губернатор, выступая на торжествах в Березовском. Помнится, в свое время Аман Тулеев определял предельную техногенную нагрузку на Кузбасс в объеме 170-180 миллионов тонн угледобычи…

Проблем, поднятых на-гора вместе с 200-миллионной тонной, вагон с вагонеткой. Горнякам и железнодорожникам хотелось бы иметь ясность в вопросах, каким образом правительство намерено содействовать оптимизации угольной логистики и развитию внутреннего российского рынка “черного золота”. Значение угля в топливном балансе страны недооценено — таково мнение как отечественных, так и зарубежных экспертов. Одного пожелания Владимира Путина (“лишь бы уголь продавался”), высказанного на недавней президентской пресс-конференции, будет маловато - требуются конкретные меры по подтверждению принятой Стратегии развития углепрома до 2025 — 2030 годов.

Александр Бокин (фото)

Александр Кириллов Экономика 25 Дек 2012 года 1248 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.