Экономика

Наш стратегический союзник

132_05_2014.jpgНа российском гербе изображен орел с двумя головами, повернутыми в противоположные стороны. Специалисты по геральдике трактуют это как символ двуединства интересов страны в западном и восточном направлениях. Вот только после развала Советского Союза в России преобладал один вектор — в направлении стран Запада. Она приобрела обидный, но, увы, заслуженный ею статус “сырьевого придатка” этих государств и в то же время стала слабой и зависимой от них в области высоких технологий. А слабых, но строптивых часто наказывают. Вот и сейчас наши западные партнеры, несмотря на всяческие “перезагрузки”, наказали Россию унизительными санкциями за то, что она поддержала ущемленное в правах русскоязычное население Юго-Восточной Украины.

Это обстоятельство побудило российскую экономику начать разворот в восточном направлении. Наглядным подтверждением тому являются недавние визиты в Китай президента Владимира Путина и подписанные в ходе этих поездок договоры о прокладке в КНР двух магистральных газопроводов — “Сила Сибири” и “Алтай”.

Но что мы знаем о современном Китае, который становится нашим стратегическим союзником? Боюсь, представления большинства россиян о китайской экономике и возможностях тамошнего рынка не сильно отличаются от мнений покупателей, приехавших в Заводской район Новокузнецка “на Садовую” в расчете, что здесь они найдут китайский ширпотреб — пусть низкого качества, но зато дешевый. Между тем экономика КНР явно переросла это обывательское представление о ней. По экспертным оценкам международных рейтинговых агентств, в самое ближайшее время Китай станет лидером по валовому внутреннему продукту, обогнав по этому показателю США — “центр однополярного мира”.

Внешнеторговый оборот Кузбасса с КНР довольно велик — он приближается к 2,5 миллиарда долларов. Мы ввозим китайские машины, оборудование и упомянутый выше ширпотреб. В линейке товаров, которые покупает КНР в Кемеровской области, главное место отведено, конечно, углю. В прошлом году Россия экспортировала в Китай около 15 миллионов тонн угля — якутского, дальневосточного, но прежде всего, кузбасского. (Цифра могла бы быть и большей, однако есть проблемы с пропускной способностью железнодорожных переходов и портов.)

А какую еще пользу могут извлечь новокузнечане из того обстоятельства, что рядом с нами развивается мощная экономика? На мой взгляд, нашим предприятиям есть чем заинтересовать китайских партнеров. Прежде всего, восстановлением и расширением поставок энергоемкой продукции.

Судя по экспертным оценкам, китайская промышленность испытывает ощутимый энергодефицит, в связи с чем в КНР поставлена задача увеличения импорта энергоемкой продукции. Но ведь таковыми являются производимые нашими заводами ферросилиций и алюминий с расходом электроэнергии до 8000 и 11000 кВт-час/т соответственно. Новокузнецким производителям следует проверить эту информацию и в случае её подтверждения выйти на динамично растущий китайский рынок.

Следует отметить, что в последние годы между нашими предприятиями наметились некоторые точки соприкосновения. Например, кузнецкие ферросплавщики по приглашению своих китайских коллег приняли участие в международном конгрессе в г. Чхенчжу. Специалисты института “Сибпромстройпроект” спроектировали крупный Красноярский ферросплавный завод, которым, по информации моих московских коллег, уже заинтересовались китайские металлурги и машиностроители. Они выразили готовность поставлять технологическое оборудование в обмен на его продукцию.

Приведенным примерам могут последовать другие новокузнецкие предприятия, институты и организации, к обоюдной для нас и китайских партнеров пользе. Особенно важно реанимировать прежние научно-технические и культурные связи, которые в советское время являлись своеобразным инструментом влияния на все слои китайского общества.

Во взаимоотношениях наших стран случалось всякое - и хорошее и плохое. Периоды дружбы чередовались с локальными пограничными конфликтами. Некоторые российские политики, в частности Владимир Жириновский, сомневаются в надежности Китая как стратегического союзника, вспоминая, что буквально на памяти одного поколения лозунг “Русский с китайцем братья навек!” уступил место идеологемам противоположного смысла. Все было: огромная помощь СССР в создании индустрии КНР, наше союзничество в Корейской войне, бои на острове Даманский и в Семипалатинской области, попытка маоистов “наказать неблагодарный Вьетнам за выбор в пользу советских гегемонистов”, китайские инструкторы в отрядах афганских моджахедов… Но с приходом более прагматично мыслящих руководителей пограничные споры были урегулированы. Что касается былой непримиримой борьбы “за чистоту теории коммунизма”, то она давно утратила всякий смысл.

Истинный друг познается в беде, а такие бедственные времена были в истории наших стран. В качестве примера приведу выдержки из воспоминаний моего первого руководителя и опытного электрометаллурга Ивана Козака, который в начале 50-х годов прошлого столетия по приглашению китайского правительства участвовал в реконструкции Гиринского ферросплавного и Аньшаньского сталеплавильного заводов. Там он имел возможность познакомиться с малоизвестными у нас материалами из истории наших стран. “

…В 1939 — 1940 годах Япония активизировала военные действия в районах Северного Китая, примыкающих к нашим дальневосточным рубежам. В ответ советское руководство оказало китайцам помощь, направив по срочно проложенному Синьцзянскому тракту вооружение и военных специалистов во главе с генералом Василием Чуйковым — будущим героем Сталинградской битвы. Это позволило китайцам серьезно потрепать японские войска и закрепиться на освобожденных территориях в их тылу. И когда в октябре 1941 года немцы вплотную подошли к Москве, а японцы в соответствии с секретным договором должны были вторгнуться с Востока, император Хирохито не решился на этот шаг, опасаясь удара китайцев с тыла. Узнав об этом, Иосиф Сталин немедленно перебросил сибирские дивизии на Западный фронт, что позволило разгромить и отбросить немцев от Москвы”.

Эта помощь досталась нашему китайскому союзнику дорогой ценой. В “Истории Второй мировой войны” приведены его потери в боях с японцами в количестве полутора миллионов солдат и партизан. Такое нельзя забывать.

Аньшаньский меткомбинат в КНР, реконструированный в 1950-х годах с помощью наших специалистов (фото)

Юрий Канаев, почетный ветеран ОАО “Кузнецкие ферросплавы”, советник Российской инженерной академии Экономика 19 Ноя 2014 года 1178 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.