Экономика

“Мы найдём деньги, и кто-то будет сидеть…”

Вопрос, конечно, интересный. Куда девались миллиард шестьсот миллионов. Те самые деньги, которые Центральная ТЭЦ (бывшая ТЭЦ КМК) не заплатила газовикам за “голубое топливо”, после чего одноименное общество с ограниченной ответственностью пошло под банкротство.
Все это было бы даже немного забавно, когда бы не два обстоятельства.
Первое — миллиард с гаком — это, собственно, деньги из наших карманов. Их горожане и организации, оплачивая услуги отопления и горячего водоснабжения, аккуратно перечисляли в течение 2013 — 2014 годов. Возможно, не все. Возможно, и есть какие-то лукавые долги, но, по практике, 90 — 95 процентов коммунальных платежей потребителями оплачиваются. Люди плачут, но платят, потому что перспектива нарастания снежного кома задолженности тянет в долговую яму, здравомыслящие горожане это понимают. И абсолютное большинство экономит на чем угодно — на питании, досуге, новой шмотке, но “коммуналку” оплачивает.
Второе — с газовиками шутки плохи: без газа ТЭЦ работать не сможет. И если вдруг монополия решит воспользоваться своим правом на прекращение поставок должнику, теплоэлектроцентраль некоторое время, может, протянет благодаря профессионализму персонала, но на одном угле все время работать просто не сможет. “Максимум — тридцать процентов угля”, - пояснил главный инженер предприятия Константин Соломкин во время недавнего пресс-тура на ТЭЦ. Реально же сегодня сжигается 11 процентов угля и около 88 - 89 процентов газа (плюс около одного процента мазута).
Когда работали доменное и коксовое производства Кузметкомбината, зависимость от природного газа была не столь сильна. Теперь же даже летом, когда нет отопления, в период четырехдневного отключения подачи природного газа, есть трудности. Если же вдруг в разгар отопительного сезона по какой-то причине прекратится подача природного газа, может быть очень невесело.
Еще прошлой осенью, когда Евраз огорошил новокузнечан сообщением о продаже ТЭЦ волгоградцам за символические 10 тысяч рублей, стало понятно, что тут что-то нечисто. Представители ОАО “Оптовая электрическая компания” города Волгограда вели себя как и подобает в таких ситуациях — скрывались от видеокамер, диктофонов и вопросов корреспондентов. Ожидаемой пресс-конференции не состоялось. Мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов тогда заявлял, что на ТЭЦ будет присутствовать контролер от муниципалитета, что ему новые собственники дали гарантии стабильной работы теплоэлектроцентрали. И что в случае, если что-то у них не так пойдет, Евраз готов забрать ТЭЦ обратно.
Отнюдь. Очевидно, что-то пошло даже чрезмерно хорошо, и предприятие превратилось в “черную дыру”, неустанно отсасывая газ из трубы, но не оплачивая его и методично наращивая задолженность перед Газпромом. Заметим, что до осени 2013-го просроченной задолженности перед газовиками не было.
Газпромовцы не сидели сложа руки — забрасывали ТЭЦ претензиями и исками, вводили некоторые ограничения. Подали в суд на банкротство ЦТЭЦ — и получили в итоге отказ, поскольку теплоэлектроцентраль — субъект естественных монополий. Но прошло около полугода, и ТЭЦ также без лишнего шума перешла от волгоградцев к муниципалитету, была продана за те же символические десять тысяч. И уже муниципалитет подает в суд на банкротство, и суд 15 сентября выносит положительное решение, назначает конкурсного управляющего Игоря Раковецкого.
Самого Раковецкого на предприятии не было, комментарии давал его “представитель по корпоративным вопросам” Пётр Фролов. На вопрос об “испарившихся” 1,6 миллиарда он ответил так: “Поскольку конкурсное производство введено недавно, эта работа начата, и в случае выявления каких-то фактов, что деньги куда-то выводились, безусловно, конкурсным управляющим в соответствии с законом будут приняты соответствующие меры по возвращению этих денег в конкурсную массу. Но на сегодняшний день делать какие-то заявления, что эти деньги куда-то выведены, сворованы, положены в карман, пока таких фактов я не могу озвучить, пока анализ волгоградской компании только начался”.
Что же будет дальше с ТЭЦ, не пострадают ли потребители? Со слов Петра Фролова и Сергея Жданова (он назвался “представителем конкурсного управляющего по производственным вопросам”), теплоэлектроцентраль будет действовать в прежнем режиме, никто ее от газа не отключит, и потребители останутся с теплом и горячей водой. Что касается собственности, все будет сделано по закону — после инвентаризации имущества предприятия, попадающего под банкротство, оно оценивается, после чего проводится конкурс с дополнительным условием: покупатель обязан сохранить профиль предприятия.
По предварительной оценке, стоимость ТЭЦ на текущий момент — порядка 500 миллионов рублей. То есть 1,6 миллиарда для выплаты долгов газовикам нет даже теоретически. Теперь подумаем, станет ли кто-то в здравом уме покупать предприятие даже за эти полмиллиарда, если ему придется вложить еще раза в три больше для вывода запущенного хозяйства на безубыточную работу. Ведь, по озвученным Константином Соломкиным расчетам, для перевода этой газовой ТЭЦ на уголь потребуется порядка полутора миллиардов рублей, а может, и больше. Поскольку уголь нынче дешевле газа (в переводе на гигакалорию, получаемую от сжигания топлива), перспективу энергетики видят в угле. Тогда-де предприятие сможет стать рентабельным.
Рискну предположить, что покупателя в конечном итоге не найдется. И ТЭЦ, прошедшая “люстрацию”, пардон, очищение банкротством, достанется муниципалитету “за так”. Уже создано второе ООО “Центральная ТЭЦ”, учрежденное МП “Жилфонд”, которому передается “в аренду” собственность теплоэлектроцентрали. Есть и третье ООО “Центральная ТЭЦ”, учрежденное неким Андреем Варламовым, человеком, который первым руководителям ТЭЦ, с их слов, хорошо знаком. Определить роль третьей ОООшки они пока затруднились.
Есть ли у муниципалитета лишние полтора миллиарда на вывод ТЭЦ на безубыточную работу — вопрос риторический.
А вот газовики отказываться от своих 1,6 миллиарда не желают ни в коем случае. На прошлой неделе в Кузбасс прибыла делегация высоких гостей из Москвы. Мне удалось задать им пару вопросов на эту тему. Александр Троянов, начальник управления по работе с регионами ООО “Газпром межрегионгаз”, сказал буквально следующее:
“Я хотел бы развеять иллюзии тех людей, которые считают, что все им сойдет с рук. Газпром — государственная организация, и просто так позволить украсть 1,6 миллиарда и потом остаться в сторонке, или на Канарах, — не получится. Мы найдем тех людей, которые вывели эти деньги и добьемся того, чтобы эти деньги вернулись государству, Газпрому. Нас в этом поддерживает и областная администрация. Вся задолженность будет включена в реестр в соответствии с конкурсной процедурой, и мы добьемся оспаривания всех сделок, которые были сделаны прежними хозяевами и те, которые сейчас. Иллюзий ни у кого не должно быть. Мы найдем деньги, и виновные, кто их украл, кто-то будет сидеть”.
Будет ли кто-то сидеть и кто конкретно - увидим. Не теряйте оптимизма!

Сергей Бабиков Экономика 23 Окт 2014 года 1372 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.