Экономика

Металлургия: возможно ли возрождение?

(Окончание. Начало в № 80.)

Встает вопрос: могли ли сохранить комбинат, пусть и в урезанном виде, но — сохранить, а не ликвидировать? На этот вопрос дал утвердительный ответ в нескольких публикациях в “КР” бывший главный инженер бывшего Сибгипромеза Александр Демко. Так считают многие другие специалисты.

В 2006 году, когда металлургия России переживала “романтический” период: шла скупка передельных зарубежных металлургических активов и при этом росла капитализация активов всех металлургических предприятий, в Новокузнецк по случаю закрытия мартеновского производства прибыл один из руководителей ЕВРАЗа В. Хорошковский. После “торжественной” части состоялась пресс-конференция, на которой журналисты, засомневавшиеся в способности компании обслуживать только в России три таких крупных металлургических комбината, спросили топ-менеджера: “Нельзя ли вернуть металлургию в госуправление?” Ответ: “Считаю эту отрасль довольно сложной, нуждающейся в серьезных капитальных вложениях и зависящей от изменений на рынке. Поэтому частный инвестор наиболее предпочтителен в качестве собственника подобных активов”.

Трудно к этому ответу сделать какой-то комментарий, ведь вопрос ставился не о собственности, а об участии государства в управлении этой действительно сложной, капиталоемкой, многофакторной базовой отрасли страны. А тем временем закрытие КМК шло полным ходом. Горожан убеждали, что время гигантомании безвозвратно прошло. Был и такой “веский” аргумент — мол, зачем иметь в городе два однотипных комбината? И многие в эту пропаганду поверили и сегодня считают, что закрытие КМК было вполне обоснованным.

А на самом деле, я считаю, это был конъюнктурный обман общественности. Да, в городе функционировали два металлургических комбината. Запсиб в годы огромного промышленного строительства и обустройства сибирских просторов был спроектирован и построен под выпуск в основном строительного проката. Кузнецкий металлургический комбинат проектировался под индустриализацию страны — на выпуск широкой линейки металлургического товара.

Набило оскомину и заклинание об удаленности нашей металлургии от рынка потребителей. Но ведь так определила сама природа, что железоделательные заводы строятся там, где есть уголь, железная руда, ферросплавы, вода и так далее. А вот потребители постоянно меняются: сегодня они далеко, а завтра будут совсем близко. Новокузнецкие комбинаты были единственными от Урала до Тихого океана — и долгие годы на этих просторах они удовлетворяли потребности в металле на 64 процента…

Были и совсем радикальные заклинания — вовсе убрать металлургию из города, дескать, сюда придут новейшие производства, и город превратится в цветущий финансово-экономический центр. Все эти бредовые идеи парировались, разбивались людьми, по-настоящему знающими экономику, металлургию и искренне переживающими за состояние города…

С момента закрытия КМК прошло около 15 лет. Практически ликвидация такого мощного металлургического комбината, в большой степени определявшего социально-экономическое состояние не только города, но и области, а в некоторые времена и всей страны, не могла произойти бесследно и безболезненно. История не знает остановки, и эпопея закрытия оставила много исторических уроков и прежде всего городу. У нас еще функционирует меткомбинат ЕВРАЗ-Запсиб. Но…

Вот какое заявление сделал вице-президент ЕВРАЗа, руководитель дивизиона “Сибирь” А. Солдатенков: “Сибирские предприятия компании находятся далеко от рынков сбыта, производственные фонды изношены, мало продуктов с добавленной стоимостью, инфраструктура избыточна. Постоянно растут транспортные расходы и производственные затраты, появляются сильные конкуренты, замедляется рост экономики…”

Очень тревожное заявление, “намекающее” на серьезнейшие проблемы в недалеком будущем. А ведь проблем в Новокузнецке и так хватает. Например, его бюджет является бюджетом не развития, а выживания. И причиной этого явилась существенная потеря промышленного потенциала и прежде всего КМК, а вместе с ним потеря десятков предприятий малого и среднего бизнеса, обслуживающих этот гигант. А кроме того - существенная потеря производства алюминия, цемзавода, машзавода, мощнейшего промышленно-строительного комплекса вместе с предприятиями стройиндустрии, предприятий легкой промышленности.

Есть уроки и для государства: если раньше при обновлении, реконструкции, модернизации, новом строительстве на КМК и Запсибе были задействованы свои — отечественные — заводы Свердловска, Ленинграда, Харькова, Алма-Аты, Красноярска, Иркутска и так далее, то сейчас только в модернизации рельсового производства участвуют “не наши” предприятия из таких стран, как Австрия, Германия, Канада, Италия, США, Франция, Чехия, которые, кстати, поддерживают санкции против России…

Давно назрел вопрос о возрождении металлургии в Новокузнецке. Но этим должны всерьез озаботиться не только нынешние руководители ЕВРАЗ ЗСМК, но и государство. Иначе, боюсь, наш город и в самом деле могут накрыть гораздо большие проблемы, чем сейчас.

Леонид Калинин, почётный металлург, член президиума совета ветеранов кузнецких металлургов.

Александр Бокин (фото).

Леонид Калинин, Экономика 12 Сен 2017 года 4982 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.